Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2013 по делу N А36-5420/2012 <В удовлетворении иска о признании незаконными действий банка по списанию бюджетных денежных средств и обязании возвратить денежные средства отказано, поскольку в договоре банковского счета не содержится ни одной ссылки на тот факт, что расчетный счет открывался исключительно для перечисления средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта, а одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу № А36-5420/2012

Резолютивная часть оглашена 16 января 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 23.01.2013 года.
Арбитражный суд в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Полосиной С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО "Жилищно-коммунальная компания" к ОАО Сберегательный банк России Липецкое отделение № 8593 о признании незаконными действий банка по списанию бюджетных денежных средств, выделенных ООО "ЖКК", и обязании возвратить денежные средства в сумме 4 252 597 рублей 42 копейки
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца: управления ЖКХ Липецкой области, администрации сельского поселения Сенцовского сельсовета Липецкого муниципального района, администрации сельского поселения Боринского сельсовета Липецкого муниципального района,
третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора: администрации сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района
при участии в судебном заседании:
от истца: Колесников К.И. - юрисконсульт, доверенность от 29.06.2012 г.,
от ОСБ: Бессонова Ю.В. - старший юрисконсульт, доверенность от 26.08.2010 г.,
от ОАО: Осипова В.В. - и.о. начальника отдела, доверенность от 05.07.2012 г.,
от УЖКХ: не явился (извещен)
от администраций: не явились (извещены),

установил:

ООО "Жилищно-коммунальная компания" обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о признании незаконным действий ОАО Сбербанк России Липецкое ОСБ № 8593 по списанию бюджетных денежных средств, выделенных ООО "ЖКК" и обязании возвратить денежные средства в сумме 7 914 343 руб. 80 коп. (с учетом уточнения от 23.10.2012 г.).
Ранее определением от 26.09.2012 г. было прекращено производство по делу в части аналогичных требований к ОАО "Липецкая энергосбытовая компания".
Представитель ООО "Жилищно-коммунальная компания" в данном судебном заседании заявитель уточнил предмет заявленного требования и, учитывая вступление в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, просил суд признать незаконными действия банка по списанию бюджетных денежных средств, выделенных ООО "ЖКК", и обязании возвратить денежные средства в сумме 4 252 597 рублей 42 копейки.
С учетом положений п. 1, 5 ст. 49 АПК РФ суд принимает данное уточнение предмета требований к рассмотрению.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также дополнительных письменных пояснениях.
Ответчик ранее письменным отзывом заявленные требования оспорил, поддержав ранее высказанные позиции.
Определением суда от 26.12.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация сельского поселения Падовский сельсовет (см. л.д. 125 - 128 т. 3).
В данное судебное заседание представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, надлежащим образом уведомленный о дне и месте судебного разбирательства, не явился.
Представители администрации Боринского сельсовета Липецкого муниципального района, администрации сельского поселения Сенцовского сельсовета Липецкого муниципального района, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца, также не явились. О дне и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, суд проводит судебное разбирательство в отсутствие третьих лиц.
Выслушав мнение сторон, проанализировав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет за счет своих средств целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 указанного Закона, получателями средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня получения уведомления открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 указанной статьи.
Частью 9 статьи 20 предусмотрено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закон (часть 11 статьи 20).
Часть 12 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ вводит следующее ограничение: товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во исполнение приведенных норм Федерального закона № 185-ФЗ постановлением администрации Липецкой области от 11.03.2012 г. № 82 утверждена областная адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области, на 2012 год" (см. л.д. 17 - 35 т. 2).
Данной программой утвержден перечень многоквартирных домов, включая дома, расположенные в муниципальных образованиях Боринского, Сенцовского, Падовского сельсоветов Липецкого муниципального района, которые подлежат капитальному ремонту в рамках программы.
Между администрациями муниципальных образований Боринского, Сенцовского, Падовского сельсоветов Липецкого муниципального района и администрацией Липецкой области от 26.03.2012 г. заключены соответствующие соглашения об организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов № № 2, 14, 11, согласно которым администрация Липецкой области предоставляет бюджетные средства в виде субсидий на софинансирование работ по капитальному ремонту.
Постановлением администрации Липецкой области от 04.04.2012 г. № 113 "О распределении субсидий между муниципальными образованиями области" были распределены субсидии на капитальный ремонт.
Платежными поручениями от 12.04.2012 г. № 237, 238, 239, 240, 241, 241 были перечислены денежные средства муниципальным образованиям Боринского, Сенцовского, Падовского сельсоветов Липецкого муниципального района (см. л.д. 55 - 60 т. 2).
Собственниками многоквартирных домов, расположенных на территории Боринского, Сенцовского, Падовского сельсоветов Липецкого муниципального района в порядке статей 45, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации были приняты соответствующие решения о выборе ООО "ЖКК" в качестве управляющей организации (см., например, л.д. 82 - т. 2).
Администрации муниципальных образований Боринского, Сенцовского, Падовского сельсоветов Липецкого муниципального района обратились к ООО "ЖКК" с просьбой открыть расчетные счета для зачисления денежных средств, выделенных на капитальный ремонт (см., например, л.д. 104 т. 1).
ООО "ЖКК" ОАО Сбербанк России Липецкое ОСБ № 8593 открыты расчетные счета для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы для реформирования ЖКХ (счет 40702810035000012261, 40702810035000012262, 40702810035000012259, 40702810035000012260) (см. л.д. 123, 138, 140 т. 2).
Согласно распоряжениям глав администраций муниципальных районов "О распределении финансовых средств" ООО "ЖКК" перечислены средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в общей сумме 13 567 280 рублей.
Первоначальное поступление денежных средств на указанные расчетные счета, а также списание денежных средств, в том числе в оспариваемых суммах, с указанных расчетных счетов подтверждено материалами дела.
Списание денежных средств банком было обусловлено следующими обстоятельствами.
Арбитражным судом Липецкой области были приняты решения по делам соответственно № А36-2508/12, № А36-2081/12, № А36-4074/2011 (л.д. 71 - 79, 82 - 89, 93 - 100 т. 1) о взыскании с ООО "ЖКК" в пользу ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" задолженности по договору энергоснабжения. Указанные исполнительные листы Арбитражного суда Липецкой области в августе 2012 года были предъявлены взыскателем к расчетным счетам ООО "ЖКК" (см. заявления на л.д. 70, 81, 92 т. 1).
Федеральный закон № 185-ФЗ в части 6 статьи 20 обязывает управляющую организацию открыть отдельный счет, на который перечисляются средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта.
В соответствии с инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (с изменениями и дополнениями) банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).
Как указывалось ранее, ООО "ЖКК" были открыты четыре расчетных счета. Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.
Рассматривая настоящий спор, суд обращает внимание на следующее.
В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса. Поэтому согласно статье 220.1 названного Кодекса учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации.
В данном случае речь идет о денежных средствах, размещенных на расчетных счетах, которые открыты ООО "ЖКК" в коммерческом банке для безналичных расчетов при осуществлении им своей предпринимательской деятельности.
Это означает, что у суда отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям ООО "ЖКК" и Сбербанка России норм бюджетного законодательства.
В соответствии со статьями 854 и 856 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Таким образом, необходимым условием привлечения банка к ответственности за ненадлежащее совершение операций по счету в рассматриваемом случае является факт необоснованного списания денежных средств со счета клиента.
Судом в ходе судебного разбирательства неоднократно выяснялся вопрос о том, каким образом сторонами гражданско-правового договора были урегулированы правоотношения в рамках договора банковского счета.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что расчетные счета открывались на основании заявлений, подписанных директором ООО "ЖКК" (см. л.д. 29 - 30 т. 1). В данных заявлениях не содержится ни одной ссылки на тот факт, что расчетный счет открывался исключительно в соответствии с положениями Федерального закона № 185-ФЗ. В договор банковского счета сторонами также не вносилось никаких изменений, предполагающих специфику распоряжения клиентом денежными средствами, поступившими в рамках исполнения положений Федерального закона № 185-ФЗ, а также установления в отношении них режима "иммунитета". Движение денежных средств по спорным счетам показывает, что на них зачислялись не только денежные средства в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ, но и иные денежные средства.
Это означает, что факт необоснованного списания денежных средств со счета клиента может быть установлен исключительно при констатации судом нарушений закона.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) взыскатель вправе направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк.
В силу пункта 1 части 3 статьи 68 Федеральный закон № 229-ФЗ одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Частью 3 статьи 70 предусмотрено, что если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.
При наличии в банке нескольких открытых банковских счетов должника взыскание осуществляется со всех банковских счетов, в объеме содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, с учетом ограничений по распоряжению денежными средствами, находящимися на данных банковских счетах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.3. Положения о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявленных взыскателями).
Частью 8 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.
Подобные обстоятельства материалами дела не установлены.
Положения Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат ограничений по обращению взыскания на денежные средства должника, имеющие целевой характер.
Приведенные судом выводы в полном объеме соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 № 2106/10.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" к открытому акционерному обществу Сберегательный банк России Липецкое отделение № 8593 о признании незаконными действий банка по списанию бюджетных денежных средств, выделенных ООО "ЖКК", и обязании возвратить денежные средства в сумме 4 252 597 рублей 42 копейки - отсутствуют.
По аналогичным основаниям суд отказывает и в удовлетворении заявленных требований администрации сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района к открытому акционерному обществу Сберегательный банк России Липецкое отделение № 8593 о признании незаконными действий банка по списанию бюджетных денежных средств, выделенных на капитальный ремонт жилых домов, и обязании возвратить денежные средства в сумме 4 068 880 рублей.
Кроме того, в отношении заявленных требований администрации сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района суд отдельно отмечает, что выделенные на капитальный ремонт денежные средства сельским поселением были перечислены с лицевого счета в строгом соответствии с положениями Федерального закона № 185-ФЗ. При этом непосредственно администрация не имеет гражданско-правовых отношений с ОАО Сбербанк России. Объем ее прав и обязанностей в правоотношениях с ООО "ЖКК" определен положениями статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ. Так, орган местного самоуправления перечисляет с лицевых счетов на расчетный счет ООО "ЖКК" денежные средства, согласует акты приемки выполненных работ по капитальному ремонту. Материалами дела установлено, что работы по капитальному ремонту жилых домов сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района производятся (см. л.д. 99 - 119 т. 3). Взыскание с банка в пользу администрации сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района денежных средств в размере 4 068 880 рублей могло бы указывать на признаки неосновательного обогащения. Вместе с тем, положения Федерального закона № 185-ФЗ не исключают возможности защиты нарушенных прав администрации сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района иным установленным законом способом.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Госпошлина в силу ст. 101 АПК РФ относится к судебным расходам. При обращении в суд с настоящим требованием заявитель оплатил госпошлину в размере, в том числе с имущественного требования - 56 244 руб. 41 коп. С учетом уменьшения размера имущественного требования размер госпошлины, подлежащей оплате, составил - 44 262 руб. 99 коп. Таким образом, ООО "ЖКК" из федерального бюджета подлежит возврату в качестве излишне уплаченной госпошлина в размере 11 981 (одиннадцать тысяч девятьсот восемьдесят один) рубль 42 копейки. Основания для возврата из бюджета либо взыскания с ответчика госпошлины в оставшейся сумме - не имеется.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, обратилось в защиту публичного интереса в рамках положений Федерального закона № 185-ФЗ со ссылкой на нормы бюджетного законодательства, является органом местного самоуправления, суд усматривает наличие оснований для применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" к открытому акционерному обществу Сберегательный банк России Липецкое отделение № 8593 о признании незаконными действий банка по списанию бюджетных денежных средств, выделенных ООО "ЖКК", и обязании возвратить денежные средства в сумме 4 252 597 рублей 42 копейки - отказать.
В удовлетворении заявленных требований администрации сельского поселения Падовского сельсовета Липецкого муниципального района к открытому акционерному обществу Сберегательный банк России Липецкое отделение № 8593 о признании незаконными действий банка по списанию бюджетных денежных средств, выделенных на капитальный ремонт жилых домов, и обязании возвратить денежные средства в сумме 4 068 880 рублей - отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (расположено по адресу: 398510, Липецкая область, Липецкий район, с. Боринское, К. Маркса, 1а, ОГРН 1084813000348) из федерального бюджета 11 981 (одиннадцать тысяч девятьсот восемьдесят один) рубль 42 копейки излишне уплаченной государственной пошлины.
Справку выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в Девятнадцатый апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, ул. Платонова, 8 через Арбитражный суд Липецкой области, по истечении данного срока в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции в г. Калуге.

Судья
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------