Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Липецкого УФАС России от 29.03.2013 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в распространении рекламы медицинских услуг, не содержащей предупреждение о возможных противопоказаниях и о необходимости получения консультации специалиста>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя: руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: - начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта И.Г. Дубовской,
рассмотрев дело № 8, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей: лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ЗАО "М" - директора, <...>, представителя по доверенности <...>, ООО "Е" - директора <...>, установила:
В газете "Е", № 39 (501) от 02 октября 2012 года на 32 странице распространялась реклама, в которой говорится: "Красота лица. Красота тела. Красота улыбки. "М" КЛИНИКА КРАСОТЫ Коронка от 499 руб. Удаление зуба от 299 руб. Протез без обточки от 7500 руб. Съемный протез от 2499 руб. Фотоэпиляция от 25 руб. Фотоомоложение от 80 руб. Лечение кариеса от 299 руб. Моментальное устранение морщин от 140 руб. <...> Когда нужна консультация стоматолога? См. на стр. 20 Цены действительны на момент публикации <...> Ellipse Juvederm step peel Ботокс". Данная рекламная информация содержит признаки нарушения ФЗ "О рекламе".
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Указанная норма требует включить в содержание рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники один из видов предупреждения:
- о наличии противопоказаний к их применению и использованию (признак, указывающий на невозможность, нежелательность или вредность употребления);
- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
- о необходимости получения консультации специалистов.

05.05.02.2013 в адрес газеты "Е" был направлен письменный запрос о предоставлении информации по факту распространения указанной выше рекламы. В ответ на запрос были представлены копии запрашиваемых документов. Из представленных документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ЗАО "М", а рекламопроизводителем и рекламораспространителем выступает ООО "Е", что подтверждается договором № 16/2 от 18.02.2010.
В приложениях к лицензиям: <...>, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и <...>, выданной управлением здравоохранения Липецкой области, указаны виды услуг, оказываемые обществом. В данный перечень входят услуги: рентгенология, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, дерматовенерология, косметология (терапевтическая). Таким образом, обществом рекламируются предоставляемые потребителям медицинские услуги - удаление зубов, протезирование, фотоэпиляция, фотоомоложение, лечение кариеса и другие.
Кариес зуба - поражение твердых тканей зуба, выражающееся в последовательном его разрушении (эмали, дентина, цемента) с образованием полости. Любое лечение зубов начинается с первого визита к стоматологу. Этот визит - консультация, в ходе которой пациент рассказывает доктору, на что он жалуется и что его беспокоит, а сам врач сравнивает "показания" клиента с тем, что он сам видит у последнего во рту.
Удаление зуба - хирургическое вмешательство в полости рта. Прежде чем принять решение об удалении, стоматолог тщательно осматривает полость рта. Стоматолог собирает общемедицинский и стоматологический анамнез, делает рентгеновские снимки, с помощью последнего стоматолог оценивает состояние зуба, его корней и расположенной вокруг корня кости. Стоматолог должен знать, страдает ли пациент каким-то другим заболеванием, какие лекарства пациент применяет, т.к. некоторые медикаменты, применяемые пациентом, могут вызвать осложнения в процессе удаления зуба, например, аспирин замедляет процесс свертывания крови.
Фотоэпиляция - один из способов удаления волос при помощи высокоимпульсного света. Методом фотоэпиляции можно удалять любые волосы, кроме седых.
Фотоомоложение представляет собой метод, предназначенный для коррекции возникающих с возрастом изменений лица. Прежде чем выполнять процедуру, необходимо ознакомиться и с показаниями, и с противопоказаниями.
Таким образом, рекламируемые в указанной выше рекламе услуги являются медицинскими.
В нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" в рекламе медицинских услуг ЗАО "М", размещенной в газете "Е", № 39 (501) от 02.10.2012, отсутствует предупреждение о возможных противопоказаниях и получении консультации специалиста.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 24 Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ЗАО "М", что подтверждается договором 16/2 от 18.02.2010.
Согласно части 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 24 Закона, несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть ООО "Е".
21 марта 2013 года от директора ЗАО "М" <...> по электронной почте Липецким УФАС России были получены следующие документы: объяснение по поводу согласования макета, объяснительная администратора <...> по поводу наличия печати ЗАО "М" на акте выполненных работ ООО "Е", приказ по ЗАО "М" об объявлении <...> строгого выговора.
На рассмотрении дела № 8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 28 марта 2013 года директор ЗАО "М" <...> заявила, что макет рекламы не был с ней согласован, а в ООО "Е" она обращалась за услугами по изготовлению макета рекламы, а не ее размещению в газете.
Представитель ЗАО "М" <...> пояснил, что размещенную рекламу в газете "Е" они увидели не сразу, а только после третьего выпуска, и только тогда устно обратились в ООО "Е" с требованием прекратить распространение данной рекламы.
Директор ООО "Е" <...> пояснил, что макет рекламы согласовывается по электронной почте и телефону.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "Е" в газете "Е", № 39 (501) от 02.10.2012, следующего содержания: "Красота лица. Красота тела. Красота улыбки. "М" КЛИНИКА КРАСОТЫ Коронка от 499 руб. Удаление зуба от 299 руб. Протез без обточки от 7500 руб. Съемный протез от 2499 руб. Фотоэпиляция от 25 руб. Фотоомоложение от 80 руб. Лечение кариеса от 299 руб. Моментальное устранение морщин от 140 руб. <...> Когда нужна консультация стоматолога? См. на стр. 20 Цены действительны на момент публикации <...> Ellipse Juvederm step peel Ботокс", поскольку она распространялась с нарушением требований ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, т.к. в рекламе отсутствует предупреждение о возможных противопоказаниях и получении консультации специалиста.
2. Производство по делу в отношении рекламы ЗАО "М" прекратить.
3. Выдать ООО "Е" предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

Председатель Комиссии
А.А.СЕШЕНОВ

Члены Комиссии
Р.Б.МАРГИЕВ
И.Г.ДУБОВСКАЯ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 29 марта 2013 г. № 8

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя: руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: - начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта И.Г. Дубовской,
на основании своего решения от 29 марта 2013 г. по делу № 8 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "Е" в газете "Е", № 39 (501) от 02.10.2012, следующего содержания: "Красота лица. Красота тела. Красота улыбки. "М" КЛИНИКА КРАСОТЫ Коронка от 499 руб. Удаление зуба от 299 руб. Протез без обточки от 7500 руб. Съемный протез от 2499 руб. Фотоэпиляция от 25 руб. Фотоомоложение от 80 руб. Лечение кариеса от 299 руб. Моментальное устранение морщин от 140 руб. Лиц. <...> выд. упр. здравоохр. Липецкой обл. Лиц. <...> выд. Фед. службой по надзору в сфере здравоохр. и соц. раз-я Когда нужна консультация стоматолога? См. на стр. 20 Цены действительны на момент публикации <...> Ellipse Juvederm step peel Ботокс" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Е" (<...>) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Е" представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 апреля 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц - в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.А.СЕШЕНОВ

Члены Комиссии
Р.Б.МАРГИЕВ
И.Г.ДУБОВСКАЯ


------------------------------------------------------------------