Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Липецкого УФАС России от 12.04.2013 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в распространении рекламы, содержащей информацию о существенных условиях покупки автомобиля по сниженной цене, выполненную буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - заместитель руководителя Управления Г.И. Жданов,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт А.В. Тихомиров,
- специалист-эксперт И.Г. Дубовская,
рассмотрев дело № 17, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - генерального директора ООО "Д" <...>, установила:
Специалистами отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено, что в городе Липецке перед объездной дорогой по ул. Механизаторов на трубопроводе над проезжей частью размещена реклама, в которой говорится: "Volkswagen Touareg. Прирожденный победитель. От 1 766 000 руб.* <...>". Данная реклама была сфотографирована 13 марта 2013 года фотоаппаратом марки "Canon PowerShot SX130 IS".
Помимо указанной информации в нижней части рекламы буквами очень маленького размера имеется информация, не подвергающаяся прочтению невооруженным глазом, не воспринимаемая без применения специальных технических средств, предположительно содержащая условия покупки автомобиля по сниженной цене. Прочтение информации, выполненной буквами маленького размера, невозможно, о чем свидетельствуют фотографии.
Ввиду того, что данные сведения напечатаны мелким нечитаемым шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, а также то обстоятельство, что изображение этой рекламы находится на довольно-таки большом расстоянии от неопределенного круга лиц, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.
15.03.2013 за № 922-04 в адрес ООО "Д" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации. В ответ на запрос ООО "Д" предоставило следующие документы:
- сопроводительное письмо от 01.04.2013 № 169;
- копия договора от 02.02.2012 № 008;
- копия согласованного макета указанной выше рекламы;
- копия акта выполненных работ от 23.01.2013 № 00000004;
- копия договора от 24.02.2012 № 22а-пр/12;
- копия задания от 30.01.2013 к договору № 22а-пр/12 от 24.02.2012;
- копия счета на оплату № 1890/01/13 от 18.12.2012;
- копия счета на оплату № 0069/02/13 от 17.02.2013;
- копия счета на оплату № 0171/03/13 от 13.02.2013;
- копия акта оказания услуг от 28.02.2013 к договору № 22а-пр/12 от 24.02.2012.
Из представленных обществом документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ООО "Д", рекламопроизводителем - рекламно-продюсерское агентство "Р", а рекламораспространителем - ООО "А".
В предоставленном ООО "Д" макете рекламы микрошрифт в нижней части рекламной конструкции прочитать без применения специальных технических средств невозможно.
То обстоятельство, что законодательство не содержит понятия шрифта маленького размера, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.
Также необходимо отметить, что технические условия размещения рекламы (место расположения - над проезжей частью дороги и на довольно-таки дальнем расстоянии от неопределенного круга лиц, ограниченное время считывания информации, а также размер шрифта) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
Формальное присутствие в рекламе существенных условий покупки автомобиля по сниженной цене не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Ввиду того, что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной ("Volkswagen Touareg. Прирожденный победитель. От 1 766 000 руб.* <...>"), а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в рекламе, распространяемой посредством рекламной конструкции, существенные условия приобретения автомобиля по сниженной цене отсутствуют.
Делая вывод о невозможности прочтения информации, антимонопольный орган руководствуется совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы: информация выполнена буквами очень маленького размера, месторасположение (над проезжей частью), высота расположения рекламной конструкции над уровнем поверхности земли; ограниченное время считывания информации из проезжающего мимо транспорта.
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "Volkswagen Touareg. Прирожденный победитель. От 1 766 000 руб.*". Непредоставление информации об условиях приобретения автомобиля по сниженной цене ограничивает права возможных покупателей, не позволяет правильно оценить свои возможности. Из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
На официальном сайте дилерского центра "G" в сети Интернет указаны цены на автомобили Volkswagen Touareg в различных комплектациях, которые варьируются от 1996000 рублей и выше. По специальному предложению "Новый Volkswagen Touareg на победных условиях" автомобиль можно приобрести со скидкой до 112000 рублей в зависимости от выбранного набора опций. Также предлагаются специальные условия по Trade-in, привлекательные условия по кредиту или КАСКО, а именно: "* При покупке нового Touareg в Trade-in клиент, сдающий свой старый Touareg или автомобиль того же класса, но не марки Volkswagen в Trade-in, получает привилегированные условия покупки. ** Затраты по КАСКО от 0% - означает возможность снижения фактических затрат покупателя на страхование по КАСКО нового автомобиля Volkswagen Touareg сроком на 1 год (процент от его стоимости), достигаемая за счет снижения цены на автомобиль. Специальная цена может быть предоставлена покупателю, приобретающему автомобиль за наличный расчет или в кредит через банки: ОАО "С" (Генеральная лицензия ЦБ РФ <...>), ОАО "Б" (Генеральная лицензия ЦБ РФ <...>), ООО "Р" (Лицензия ЦБ РФ <...>), путем предоставления скидки на автомобиль в размере полиса КАСКО при страховании в ОАО "А", лицензия ФССН П <...> (возраст лиц, допущенных к управлению, более 33 лет и стаж вождения более 10 лет) и ОСАО "И", лицензия ФССН С <...> (возраст лиц, допущенных к управлению, более 30 лет и стаж вождения более 10 лет), в период с 13.01.2012 по 30.03.2013. Данное предложение действительно при наличии автомобилей у продавца. При выборе страхователем другой страховой компании условия страхования могут отличаться. Подробная информация у продавца - официального дилера Volkswagen или по телефону справочной службы <...>". При заказе нескольких доступных пакетов для одной из комплектаций скидка при покупке составит до 200000 рублей по сравнению с аналогичным набором опций для Touareg вне этого спецпредложения.
Таким образом, не каждый покупатель может приобрести автомобиль Volkswagen Touareg по цене от 1766000 рублей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, пунктом 4 части 3, частью 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть общество с ограниченной ответственностью "Д".
В соответствии с указанными выше фактами реклама ООО "Д" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", т.к. реклама содержит не соответствующие действительности сведения о цене на автомобиль Volkswagen Touareg и в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения.
Определением о возбуждении дела № 17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 03.04.2013 были запрошены документы и сведения. Из предоставленных обществом письменных объяснений по вышеуказанному определению следует, что приобрести новый Volkswagen Touareg по цене от 1 766 000 руб. может каждый покупатель, изъявивший желание стать участником акции, а участие в акции подразумевает выполнение ее требований. Условия акции:
1. В период проведения акции стоимость автомобиля, который клиент сдает в зачет нового автомобиля Touareg, становится выше.
2. Страховка КАСКО для покупателей Touareg от 0%. Тариф доступен для клиентов, покупающих автомобиль за наличный расчет и в кредит через банки-партнеры. Клиент получает скидку на автомобиль 3,5% от рекомендованной розничной цены (что составляет 69860 рублей).
3. На автомобили, кредит на которые оформляется через банки-партнеры (указанные в рекламе), дилер предоставляет скидку в размере 3% от рекомендованной розничной цены (что составляет 59880 рублей).
Из вышеизложенного следует, что если соблюдаются второе и третье условия акции, то общая скидка на автомобиль от базовой стоимости составит 129740 рублей, а стоимость автомобиля Touareg - 1866260 рублей, что не соответствует заявленной в рекламе цене. Также в рекламе не указаны банки-партнеры, предоставляющие свои услуги, как указано в пункте 3 условий акции.
На рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации 11 апреля 2013 года генеральный директор ООО "Д" <...> объяснила, что для получения максимальной скидки на покупку автомобиля Volkswagen Touareg необходимо соблюсти все три условия акции.
Таким образом, покупатели, не имеющие в собственности автомобиль Volkswagen Touareg или автомобиль того же класса, но не марки Volkswagen, желающие приобрести новый автомобиль за наличный расчет и не желающие оформлять страховку КАСКО, лишены возможности приобрести новый Volkswagen Touareg от 1 766 000 рублей.
Генеральный директор ООО "Д" У. признала нарушение обществом Закона "О рекламе" и пояснила, что данное нарушение произошло из-за недосмотра менеджеров по маркетингу и рекламе и ее личного недосмотра.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Д", распространенную 13 марта 2013 года в городе Липецке перед объездной дорогой по ул. Механизаторов на рекламной конструкции, размещенной на трубопроводе над проезжей частью, следующего содержания: "Volkswagen Touareg. Прирожденный победитель. От 1 766 000 руб.* <...>", т.к. нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Д" предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

Председатель комиссии
Г.И.ЖДАНОВ

Члены комиссии:
А.В.ТИХОМИРОВ
И.Г.ДУБОВСКАЯ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 апреля 2013 г. № 17

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - заместитель руководителя Управления Г.И. Жданов,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт А.В. Тихомиров,
- специалист-эксперт И.Г. Дубовская,
на основании своего решения от 12 апреля 2013 г. по делу № 17 о признании ненадлежащей рекламы ООО "Д", распространенной в г. Липецке 13 марта 2013 года перед объездной дорогой по ул. Механизаторов на трубопроводе над проезжей частью, следующего содержания: "Volkswagen Touareg. Прирожденный победитель. От 1 766 000 руб.* <...>" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Д" (<...>) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Д" представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 апреля 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии
Г.И.ЖДАНОВ

Члены комиссии
А.В.ТИХОМИРОВ
И.Г.ДУБОВСКАЯ


------------------------------------------------------------------