Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.04.2013 по делу N А36-7359/2012 <В удовлетворении заявления об отмене предписания государственного органа отказано, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а ошибочно указанная дата изготовления теплосчетчика не является основанием для отказа в постановке на учет данных индивидуальных приборов учета и принятии показаний>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу № А36-7359/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30.04.2013 г.
Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.
при участии в судебном заседании и ведении протокола помощником судьи Пятых Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Товарищества собственников жилья "ул. Терешковой, д. 13 "б" г. Липецк
о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Липецкой области № 1445 от 24 сентября 2012 года
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Липецкой области
при участии в заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: консультант отдела надзора в сфере управления многоквартирными жилыми домами Вишняков Е.В. (доверенность б/н от 10.09.2012 г.);

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания № 1445 от 24 сентября 2012 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении б/н от 23.11.2012 года, настаивая на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и отзыве на заявление возразил против удовлетворения заявленных требований, так как оспариваемое предписание законно и обоснованно.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:
В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положения Государственной жилищной инспекцией Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 № 372-р, Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет такие функции, как сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности; соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, осуществляет функции по соблюдению требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, (оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (пп. 1, 2, 6 п. 2.1 Положения).
В соответствии с распоряжением руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области № 3183 от 21.09.2012 года, была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "ул. Терешковой д. 13 "б". На основании материалов проверки был составлен акт проверки № 3120 от 24 сентября 2012 года.
В ходе проведения Госжилинспекцией Липецкой области документарной неплановой проверки на основании обращения собственника кв. 114 дома № 13 "б" по ул. Терешковой г. Липецка по вопросу законности деятельности ТСЖ "ул. Терешковой, д. 13 "б" было установлено следующее:
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № 223394 от 30.12.2003 года собственником кв. 114 дома № 13 "б" по ул. Терешковой г. Липецка) была Фимушкина О.П. На основании свидетельства о государственной регистрации права № 905140 от 12.11.2010 года собственником кв. 114 дома № 13 "б" по ул. Терешковой г. Липецка стала Кровопускова Т.А. Согласно выписки из домовой книги в кв. № 114 никто не зарегистрирован.
Из содержания письма № 49 от 26.06.2012 следует, что ТСЖ "ул. Терешковой, д. 13 "б" обеспечивает управление и эксплуатацию многоквартирного дома № 13 "б" по ул. Терешковой (далее МКД) своими силами, имея для этих целей необходимый штат сотрудников, договоров с управляющими организациями не заключало. Расчеты платы за электроснабжение, водоснабжение производится согласно показаниям индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), за теплоснабжение согласно нормативам и тарифам пропорционально площади помещений. МКД оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии, тепловой энергии и воды. Все общедомовые приборы учета находятся в исправном состоянии и проходят все необходимые поверки. Квартира № 114 по адресу г. Липецк, ул. Терешковой, д. 13 "б" оборудована ИПУ по учету электроэнергии, холодной и горячей воды, ИПУ опломбированы и введены в эксплуатацию актом от 27.10.2010 г.
В соответствии с заявлением от 06.10.2010 г. собственник кв. 114 Фимушкина О.П. просила опломбировать счетчики на отопление. Согласно акта опломбирования приборов учета счетчики тепловой энергии № № 013129, 013138, 013143, 013130, 013136 были опломбированы и поставлены на коммерческий учет.
При проверке документов в сентябре 2011 года заявителем было обнаружено, что документы на ИПУ тепловой энергии в кв. 114 являются недостоверными. Распоряжением от 27.09.2011 г. председателя правления ТСЖ "ул. Терешковой, д. 13 "б" Крюченковой А.А. опломбирование теплосчетчиков в кв. № 114 было отменено в связи с представлением в товарищество недостоверных документов на теплосчетчики. По оплате за отопительный период 2010 - 2011 годы сделан перерасчет согласно установленным нормативам. Дальнейшие начисления за отопление также производились согласно установленным нормативам (письмо № 49 от 26.06.2012 г,).
Данное начисление, по утверждению заинтересованного лица, за отопление является неправомерным по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям председателя правления товарищества решение вопроса о принятии показании ИПУ, либо отказе в принятии показаний не отнесено. В ходе изучения паспортов на теплосчетчики установлено, что в них ошибочно указана дата изготовления 12.07.2014, что не является основанием для отказа в постановке на учет данных ИПУ и принятии показаний, т.к. сам факт постановки на учет отражен в акте от 27.10.2010 г.
Платежные документы по кв. № 114 указанного МКД выставляются Фимушкиной О.П., на основании свидетельства о государственной регистрации права № 223394 от 30.12.2003 года. По состоянию на 27.06.2012 г. в адрес товарищества не поступало заявлений о смене собственника кв. 114 д. 13 "б" по ул. Терешковой г. Липецка.
С учетом выявленных нарушений жилищного законодательства Госжилинспекцией Липецкой области было выдано предписание № 1445 от 24.09.2012 г. о произведении перерасчета за коммунальную услугу - отопление за 2010 - 2012 отопительные сезоны согласно показаниям ИПУ по адресу: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 13 "б", кв. 114. Дальнейшее начисление производить согласно ИПУ. Вышеизложенные обстоятельства явились основанием обращения заявителя в суд.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Исходя из содержания п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Липецкой области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует, в том числе, отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, над нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 19.10.2012 года (дело № 2-6423/12 т. 1 л.д. 112 - 118) по иску ТСЖ "ул. Терешковой д. 13 "б" к Кровопусковой Т.А. о взыскании задолженности по коммунальным платежам установлен, обоснован и признан правомерным факт определения платы за потребляемые коммунальные услуги в принадлежащей ей квартире исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (ч. 3 ст. 69 АПК РФ).
Кроме того, суд принимает во внимание также то обстоятельство, что на ранее выданное предписание с аналогичным требованием № 992 от 06.07.2012 г., в связи с его не исполнением, консультантом отдела надзора государственной жилищной инспекции Липецкой области Вишняковым Е.В. был составлен протокол № 315 от 24.09.2012 г. об административном правонарушении, на основании которого было вынесено постановление от 07.11.2012 г. мирового судьи судебного участка № 17 Советского округа г. Липецка (дело № 5-443/2012) о признании ТСЖ "ул. Терешковой, д. 13 "б" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскан штраф в размере 10000 (десяти тысяч) руб.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в Арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).
На основании изложенного, суд считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Иные доводы заявителя не принимаются судом во внимание в силу вышеизложенного.
Руководствуясь ст. ст. 2, 27, 110, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья "ул. Терешковой, д. 13 "б" г. Липецк о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Липецкой области № 1445 от 24 сентября 2012 года - отказать.
Выдать справку Товариществу собственников жилья "ул. Терешковой, д. 13 "б" г. Липецк на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Липецкой области.
Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья
А.В.ДРУЖИНИН


------------------------------------------------------------------