Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.05.2013 по делу N А36-1233/2013 <Требование о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворено, поскольку розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, без специального разрешения на право осуществления фармацевтической деятельности образует состав вменяемого правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу № А36-1233/2013

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2013 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой Я.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ главы КФХ - индивидуального предпринимателя Сунгуровой Анны Петровны
при участии в предварительном судебном заседании представителей:
от заявителя: Лукьянчикова Я.А. - помощник межрайонного природоохранного прокурора (доверенность <...>),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Сунгурова А.П.,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ главы КФХ - индивидуального предпринимателя Сунгуровой Анны Петровны за осуществление фармацевтической деятельности по продаже лекарственных препаратов для животных без соответствующей лицензии.
Сунгурова А.П. в судебном заседании требования прокуратуры признала, пояснила, что не знала о необходимости иметь лицензию для продажи лекарственных препаратов для животных, подтвердила, что в настоящее время продажей таких средств не занимается.
Согласно ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
К общим правилам искового производства относится признание ответчиком требований заявителя (ст. 49 АПК РФ). Признание Сунгуровой А.П. требований прокуратуры не противоречит законам, не нарушает прав других лиц, совершено ею самостоятельно. В связи с этим арбитражный суд принимает признание требований по данному делу. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу суд обязан учесть характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. С целью выяснения указанных обстоятельств арбитражный суд исследует доказательства, их подтверждающие, учитывая признание Сунгуровой А.П. требований прокуратуры.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Свидетельством серии 48 № 001296110 подтверждается государственная регистрация 13.02.2008 г. Сунгуровой Анны Петровны в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства за основным государственным регистрационным номером 308481304400047 (см. л.д. 27).
Как видно из материалов дела, выполняя задание прокуратуры Липецкой области от 19.03.2013 г. № 7\1-2013, 19 марта 2013 года была проведена проверка ИП Сунгуровой А.П. на предмет соблюдения законодательства о лицензировании. Проверке подлежал зоомагазин "Любимчик" в здании магазина "Пятерочка" по адресу: г. Липецк, пл. Победы, д. 5. По результатам проверки помощником прокурора Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Лукьянчиковой Я.А. совместно с государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью, продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Липецкой области был составлен акт от 19.03.2013, в которой зафиксированы предложение ИП Сунгуровой А.П. к продаже (выставление на витрине с указанием цены) лекарственных средств для животных без наличия соответствующей лицензии (л.д. 21 - 23).
Факт осуществления деятельности по хранению и реализации лекарственных средств и препаратов подтверждается фотоматериалами, объяснениями ИП Сунгуровой А.П. от 19.03.2013, объяснениями покупателя Гурова В.А., актом проверки, товарными накладными.
Выявленные нарушения явились основанием для вынесения Липецким межрайонным природоохранным прокурором постановления от 21.03.2013 г. о возбуждении в отношении ИП Сунгуровой А.П. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 10 - 15).

В порядке ст. ст. 202, 204 АПК РФ, ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом установлено, что содержание постановления от 21.03.2013 г. о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Прокурором также соблюдены требования ч. ч. 3, 4 ст. 28.2 КоАП РФ, в частности, предпринимателю были разъяснены права и обязанности, предоставлена возможность ознакомиться с постановлением и дать свои объяснения (л.д. 10 - 15).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании...") установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п. 3 ст. 3).
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании..." фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - ФЗ "Об обращении лекарственных средств") фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу ст. ст. 8, 52 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 утверждено "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности", действующее с 08.01.2012 г. (далее - "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности").
Пунктом 2 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" предусмотрено, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению.
Согласно приложению к "Положению о лицензировании фармацевтической деятельности", в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения фармацевтическая деятельность включает в себя следующие работы и услуги: 1) оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; 2) хранение лекарственных средств для медицинского применения; 3) хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; 4) перевозка лекарственных средств для медицинского применения; 5) перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения; 6) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; 7) отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; 8) изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Пунктом 1 ст. 4 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Отнесение препаратов: Азинокс Плюс (таблетки) для лечения болезней собак, вызванных ленточными и круглыми гельминтами, Секс Барьер капли для котов, дирофен - препарат для дегельминтации взрослых собак и кошек, щенков и котят при цестодозах и нематодозах, стоп-зуд спрей - препарат для лечения воспалительных и аллергических заболеваний кожи и отитов у собак и кошек, альбен-с - препарат - антигельминтик широкого спектра действия для собак и кошек, амитрозин - лекарственное средство для лечения саркоптоидозов плотоядных животных и демодекоза собак, анандин - капли глазные для лечения конъюнктивитов и ринитов у собак и кошек, отбиовин - ушные капли для собак и кошек - к лекарственным средствам для животных подтверждается инструкциями по применению, утвержденными в установленном порядке органами Россельхознадзора, выписками из Государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения (см. официальный сайт Россельхознадзора, а также л.д. 32 - 40).
Согласно "Положению о лицензировании фармацевтической деятельности" (п. 3 "б") лицензирование фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для ветеринарного применения, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Таким образом, розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, относится к фармацевтической деятельности и подлежит лицензированию.
С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает, что выявленные административным органом нарушения ИП Сунгуровой А.П. осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает наказание для должностных лиц в виде штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Поскольку материалами дела подтверждается только лишь факт реализации Сунгуровой А.П. продукции, а не ее изготовления, конфискация такой продукции в рамках настоящего дела не может быть применена.
Арбитражный суд также считает, что в данном деле отсутствуют основания для оценки совершенного предпринимателем административного правонарушения в качестве малозначительного.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно абзацу третьему п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Арбитражный суд считает, что установленные в данном конкретном деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного прокурором нарушения предпринимателем требований законодательства о лицензировании, признаны им, нарушение продолжалось в течение длительного времени с момента приобретения препаратов до их реализации.
В связи с этим, оценив обстоятельства дела в их совокупности, учитывая правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражный суд считает, что отсутствуют основания, предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ, для освобождения предпринимателя от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Истечения годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требование прокурора о привлечении ИП Сунгуровой А.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, с учетом признания требований лицом, привлекаемым к административной ответственности, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем при назначении административного наказания суд учитывает в качестве смягчающих обстоятельств следующее: совершение лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения впервые (доказательства обратного прокурором не представлены), осуществление деятельности с нарушением закона Сунгуровой А.П. прекращено. В связи с этим, руководствуясь ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает необходимым назначить предпринимателю наказание в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь индивидуального предпринимателя - главу крестьянского (фермерского) хозяйства Сунгурову Анну Петровну, <...> (ИНН 650700014857; зарегистрирована в качестве главы КФХ - индивидуального предпринимателя 13.02.2008 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен индивидуальным предпринимателем Сунгуровой Анной Петровной не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Липецкой области (ИФНС Правобережного района г. Липецка)
ИНН: 4825040019
КПП: 482501001
Расчетный счет: 40101810200000010006
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
БИК банка: 044206001
КБК: 18211690040040000140
ОКАТО: 42401000000
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок направить решение суда для принудительного исполнения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок через Арбитражный суд Липецкой области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже.
Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья
Л.С.ТОНКИХ


------------------------------------------------------------------