Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.05.2013 по делу N А36-498/2013 <Требование о признании незаконным бездействия удовлетворено, поскольку в установленный срок орган местного самоуправления не рассмотрел заявление о выдаче разрешения на строительство на земельном участке и не принял решений, предусмотренных законодательством, что нарушило права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создало неопределенность в этой сфере. В удовлетворении требования об обязании выдать разрешение на строительство магазина на земельном участке отказано>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. по делу № А36-498/2013
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2013 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Щедухиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старцевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" (г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, 25, корп. 2, лит. А, ОГРН 1027807980991)
к администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Липецкая область, село Доброе, Октябрьская площадь, 9, ОГРН 1024800769586)
о признании незаконным бездействия, обязании выдать разрешение на строительство
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованного лица: представитель не явился,
установил:
ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации по выдаче разрешения на строительство магазина самообслуживания на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенном по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский; обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи ему разрешения на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенном по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский.
В судебное заседание 23.05.2013 г. представитель заявителя не явился, направил ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, отзыва не представил, в ранее проходивших судебных заседаниях конкретных возражений и пояснений не представлял.
Информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Суд, в соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Между ООО "Инвест-Финанс" и администрацией Добровского муниципального района Липецкой области был заключен договор аренды земельного участка № 65 от 08.04.2009 г., по условиям которого заинтересованное лицо передало ООО "Инвест-Финанс" в аренду земельный участок с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский, находящийся в государственной собственности, из категории земель - земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли на три года.
12.07.2010 года ООО "Инвест-Финанс" и администрация Добровского муниципального района Липецкой области заключили дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому срок аренды устанавливался на 10 лет.
30.05.2011 года ООО "Инвест-Финанс" и ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" заключили договор перенайма № 60 вышеуказанного земельного участка.
Указанные выше договор аренды, дополнительное соглашение к нему и договор перенайма зарегистрированы в установленном законом порядке.
14.11.2012 года ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" обратилось к администрации Добровского муниципального района Липецкой области с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина самообслуживания на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенном по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский.
В установленный законом срок запрошенное разрешение выдано не было, отказа в адрес заявителя также не поступало.
В связи с тем, что бездействие администрации противоречит положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы ЗАО "ИКС 5 Недвижимость", заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и обязании выдать разрешение на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13.
Оценив установленные факты, суд пришел к выводу, что заявление ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 14.11.2012 года ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" обратилось к администрации Добровского муниципального района Липецкой области с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина самообслуживания на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенном по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский. На данном заявлении имеется отметка администрации о принятии его к рассмотрению 14.11.2012 г.
Каких-либо доказательств ответа на указанное заявление общества либо возражений по поводу его получения администрацией не представлено.
Таким образом, в установленный срок администрация не рассмотрела заявление общества о выдаче разрешения и не приняла решений, предусмотренных частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (о выдаче разрешения, либо об отказе в выдаче разрешения).
При таких обстоятельствах суд признает оспариваемое бездействие незаконным.
Бездействие администрации, выразившееся в оставлении без ответа заявления ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" о выдаче разрешения на строительство, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает неопределенность в этой сфере, которая должна быть устранена в кратчайшие сроки.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Однако принять решение в части требования заявителя об обязании выдать разрешение на строительство магазина суд не может, так как администрация вообще не приняла решения по заявлению от 14.11.2012 г. ЗАО "ИКС 5 Недвижимость", а без этого суд не может высказаться о достаточности представленной проектной документации для выдачи разрешения на строительство. Вместе с тем, суд считает необходимым обязать администрацию совершить действия по рассмотрению заявления, указанные в пунктах 1) - 3) части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" по платежному поручению № 1331 от 29.01.2013 г. оплатило государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп., которая подлежит взысканию с администрации в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Добровского муниципального района Липецкой области, выразившееся в оставлении без ответа заявления закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" (входящая дата от 14.11.2012 г.) о выдаче разрешения на строительство магазина самообслуживания на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенном по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский.
Обязать администрацию Добровского муниципального района Липецкой области провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, приложенных к заявлению; провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, а также принять решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа.
В требовании закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" об обязании выдать разрешение на строительство магазина самообслуживания на земельном участке с кадастровым номером 48:05:0400236:13, расположенном по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский, отказать.
Взыскать с администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Липецкая область, село Доброе, Октябрьская площадь, 9, ОГРН 1024800769586) в пользу закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" (г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, 25, корп. 2, лит. А, ОГРН 1027807980991) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня полного изготовления.
После вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Судья
ЩЕДУХИНА Т.М.
------------------------------------------------------------------