Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.06.2013 по делу N А36-1246/2013 <Заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворено, поскольку обществом при осуществлении фармацевтической деятельности не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований при наличии такой возможности>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу № А36-1246/2013

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой Я.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению управления здравоохранения Липецкой области
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью "Братья"
при участии в предварительном судебном заседании представителей:
от заявителя: Евтушевская П.Г. - начальник отдела лицензирования, контроля качества и безопасности медицинской деятельности (доверенность <...>),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Бахтин И.В. - генеральный директор,

установил:

Управление здравоохранения Липецкой области (далее - заявитель, Управление здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Братья" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "Братья", Общество): по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - за осуществление фармацевтической деятельности с нарушениями лицензионных требований и по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - за осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией. Данные заявления были объединены судом для совместного рассмотрения в деле № А36-1246/2013 (см. определение от 27.03.2013 г, - л.д. 1 - 3).
По утверждению Управления здравоохранения, ООО "Братья" нарушило п/п. "и" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, приняв на должность заведующей аптекой специалиста, имеющего высшее фармацевтическое образование, но не имеющего стажа работы по специальности не менее 3-х лет. Указанное нарушение, по мнению Управления здравоохранения, относится к составу правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол № 13 от 20.03.2012 г.). К грубым нарушениям ООО "Братья" лицензионных требований (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) Управление здравоохранения относит нарушение правил отпуска и правил хранения лекарственных средств, перечисленные в протоколе № 12 от 20.03.2013 г.

ООО "Братья" возразило против требований Управления здравоохранения, считая, что Управлением здравоохранения не доказаны нарушения со стороны аптеки правил отпуска лекарственных средств, поскольку аптеке фактически вменено нарушение порядка хранения лекарственных средств на витринах, стеллажах и шкафах; сроки реализации лекарственных средств, по мнению ООО "Братья", к моменту проведения проверки не истекли; нарушение, связанное с наличием в шкафу препаратов "Прозерин" и "Раствор левомицетина спиртовой 3%", а также нарушение п. 3.9 приказа № 80 от 04.03.2003 г. не отражены. В то же время ООО "Братья" сообщило суду, что замечания Управления здравоохранения учтены, приняты во внимание, нарушения исправлены. Что касается ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, то ООО "Братья" считает, что, поскольку аптека находится вне города - в поселке Силикатного завода, то требования к руководителю аптеки относительно стажа применяться не могут на основании п. 8.2 приказа Минздрава РФ от 03.03.2003 г. № 80.
В судебном заседании представитель Управления поддержал требование о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлениях от 20.03.2013 № № 10/092 и 10/09 (л.д. 4 - 6, 44 - 48).
Представитель ООО "Братья" в судебном заседании не оспаривал факты нарушений, установленных Управлением, просил учесть, что все они выявлены в процессе одной проверки, и в связи с этим назначить наказание только по одному из протоколов, составленных Управлением.
Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.
Управлением здравоохранения Липецкой области Обществу выдана лицензия № ЛО-48-02-000215 от 30.03.2010 г., сроком действия до 30.03.2015 г. на осуществление фармацевтической деятельности согласно приложению, а именно - розничной торговли лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств (л.д. 39 - 40).
Как видно из материалов дела, на основании плана работы Управления и приказа руководителя Управления от 26.02.2013 г. № 10/50-19 19 марта 2013 г. проведена плановая выездная проверка ООО "Братья", предметом которой явилась проверка исполнения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности. В ходе проверки выявлены нарушения Обществом лицензионных требований при осуществлении указанной деятельности (л.д. 34 - 36, акт проверки - л.д. 11 - 24).
Выявленные нарушения явились основанием для составления Управлением двух протоколов об административных правонарушениях от 20.03.2013 г. № № 12 и 13, предусмотренных ч. ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 8 - 10, 49 - 54).
В порядке ст. ст. 202, 204 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом установлено, что порядок организации, проведения и оформления результатов проверок, предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении проверки ООО "Братья" Управлением соблюден.
Полномочия консультанта отдела лицензирования контроля качества и безопасности медицинской деятельности, составившего протоколы об административных правонарушениях, основаны на приказе Управления от 30.05.2012 г. № 475 (см. л.д. 37 - 38) и ст. 28.3 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражным судом установлено, что содержание протоколов от 20.03.2013 г. об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, о времени и месте их составления законный представитель ООО "Братья" был надлежащим образом извещен (см. подпись генерального директора Общества на акте проверки - л.д. 24).
Довод ООО "Братья" о несоответствии протокола № 12 от 20.03.2013 г. акту проверки от 19.03.2013 г. суд считает необоснованным. В судебном заседании обозрен подлинный акт проверки от 19.03.2013 г. Представленная Управлением копия акта (л.д. 11 - 24) полностью соответствует подлиннику этого акта; нумерация страниц акта не нарушена, в том числе страниц "3", пронумерованных литерами "а", "б" и т.д. Лист 3 "а" в подлиннике акта имеется с отраженными на нем нарушениями (см. л.д. 20). Отсутствие этого листа в копии акта у ООО "Братья" не является основанием считать его отсутствующим в подлинном акте, поскольку копия акта ООО "Братья" представлена суду в нескрепленном (несшитом) виде.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - ФЗ "Об обращении лекарственных средств") установлено, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу ст. ст. 8, 52 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании...") установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п. 3 ст. 3).
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании..." фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности", действующее с 08.01.2012 (далее - "Положение о лицензировании...").
Лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности установлены пунктом 4 "Положения о лицензировании".
Пунктом 5 "Положения о лицензировании" предусмотрено, что осуществление лицензионной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Как следует из протокола № 12 от 20.03.2013 г., Управлением вменяются в вину Обществу следующие грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении фармацевтической деятельности, а именно:
1) нарушение п. 4 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 г. № 562н, которое выразилось в том, что лекарственный препарат Тофф плюс № 10 серии 4442507, производитель Панацея Биотек, Индия, содержащий декстрометорфана гидробромид (15 мг) и подлежащий отпуску из аптечных организаций по рецепту врача установленной формы, обнаружен в витрине торгового зала на полке с противовирусными лекарственными препаратами, отпускаемыми без рецепта врача;
2) нарушение п. 2.5. ОСТа 91500.05.0007-2003, утвержденного приказом МЗ РФ от 04.03.2003 № 80 "Об утверждении Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - ОСТ), выразившееся в выявлении в витринах торгового зала на полках с биологическими активными добавками, а также в шкафу, в материальной комнате продукции, не относящейся к ассортименту, разрешенному к отпуску из аптечных организаций, а именно: а) леденцы Бобе № 10 шт., (карамель леденцовая): клубника - 5 шт.; медово-лимонная - 110 шт.; мята с эвкалиптом - 5 шт.; лесные ягоды - 11 шт.; малиновый чай - 4 шт.; производитель Риклан С.А., Бразилия, поставщик ООО ГК "Надежда-Фарм", дата поступления 22.01.2013 г., код ОКА 005-912110 - Продукция пищевой промышленности, изделия кондитерские сахаристые, карамель леденцовая; б) мармелад "Фру-Фру", 30 г, производитель The Candy Plus Sweet Factory, Чешская Республика, в ассортименте, 16 упаковок, код ОКП 005-912890, Продукция пищевой промышленности, мармелад и пастильные изделия другие, поставщик ОО ГК "Надежда-Фарм", дата поступления 05.02.2013 г.;
3) выявление в витрине торгового зала, на полке, где размещены лекарственные растительные препараты, лекарственного препарата из лекарственного растительного сырья с истекшим сроком годности: Горца перечного (водяного перца) трава, 50 г, производитель ЗАО "Фирма "Здоровья", серия 010211, годен до 03.13;
4) нарушение п. 4.2. 6.7. ОСТа: в шкафах торгового зала выявлены лекарственные препараты, не имеющие инструкций по применению лекарственного препарата: а) этамзилат 25 мг № 50, производитель ОАО "Луганский химфармзавод", 2 уп.; б) йодинол, раствор для местного и наружного применения, 100 мл, 3 фл., производитель ОАО "Самарамедпром"; в) циндол, 125 г, суспензия для наружного применения, производитель "Московская фармфабрика", 1 фл.; г) глицерин 25,0, производитель ООО "Йодные технологии и маркетинг"; д) аммиак 10%, 40 мл, раствор для наружного применения и ингаляций, 40 мл, 9 уп., производитель ООО "Гиппократ"; е) кофеин-бензоат натрия 100 мг № 6, производитель ОАО "Татхим-фармпрепараты";
5) нарушение п. 3.18 ОСТа: в шкафу, промаркированном "Спецодежда", хранится верхняя одежда и обувь совместно с санитарной одеждой;
6) нарушение п. 9.2. ОСТа: Правила внутреннего трудового распорядка, не пересмотрены с 01.08.2011 г., повторно сотрудники с ними не ознакомлены;
7) представленный План занятий по нормативной документации ООО "Братья" на 2013 год, утвержденный Генеральным директором 08.01.2013 года содержит нормативные акты, утратившие силу (занятие 28.06.2013 - изучение приказа МЗ РФ № 318 от 05.11.1997 г. "Об утверждении Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами"), а также несуществующий нормативный акт (занятие 17.03.2013 - изучение приказа МЗ РФ № 1198н от 27.12.2011 г. "Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий". Должностная инструкция заведующей аптекой, утвержденная Генеральным директором ООО "Братья" 01.08.2011 г. (п. 4.2.) содержит нормативный акт, утративший силу, который должна знать заведующая аптекой.
8) нарушение п. 9.6. ОСТа: при проведении внутренних проверок не составляются протоколы. При анализе Журнала внутренних проверок выявлено, что проверяется исполнение аптекой нормативных актов, утративших силу: 15.10.2012 г. исполнение приказа МЗ РФ № 578 от 13.09.2005 г. "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача" (утратил силу 15.10.2011 г.);
9) нарушение п. 2.7. ОСТа, выразившееся в наличии лекарственных препаратов с истекшим сроком годности: а) в шкафу торгового зала № 7, в неидентифицированном металлическом ящике, совместно с кодеинсодержащими лекарственными препаратами выявлен лекарственный препарат Прозерин 0,5 мг/мл, 1 мл № 10, серии 110209, производитель ОАО "Дальхимфарм", годен до 03.2013 г.; б) в холодильнике № 3, в торговом зале, на второй полке снизу, выявлен лекарственный препарат Раствор левомицетина спиртовой 3%, 25 мл, серии 030312, 2 фл., производитель ОАО "Ивановская фармфабрика", годен до 03.2013 г.;
10) нарушение п. 3.9. ОСТа: в аптеке при уборке помещений, для обработки оборудования используется дезинфицирующее средство "Жавелион/Новелти Хлор", серии 140509, срок годности 3 года, т.е. до 05.12;
11) нарушение п. 2.6. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ № 785 от 14.12.2005 г., а именно: на рецептах врача, по которым были отпущены кодеинсодержащие лекарственные препараты, отсутствует отметка об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска);
12) торговый зал аптеки оснащен гигрометром типа ВИТ-2, з/№ У429, поверен 14.03.2012 г., межповерочный интервал 2 года, который не позволяет определить влажность воздуха в помещении хранения лекарственных препаратов, так как, температура в помещении +16 °С по "сухому" термометру, воспользоваться "увлажненным" термометром нельзя, т.к. температура воды в резервуаре ниже +16 °С, самой нижней отметке на термометре, т.е. нельзя определить разность температур по "сухому" и "увлажненному" термометру и воспользоваться Таблицей для определения влажности, однако, в Журнале учета влажности в торговом зале записи имеются;
13) нарушения условий хранения термолабильных лекарственных препаратов, а именно: в торговом зале при температуре +16 °С, гигрометр ВИТ-2, заводской № У429, поверен 14.03.2012 г., межповерочный интервал 2 года, в шкафу "Ампульные препараты" на третьей полке сверху выявлен лекарственный препарат Викасол-Дарница, раствор для в/м введения 10 мг/мл № 10, серия 50612, производитель ЗАО "Фирма "Дарница", Украина, 1 уп., по указаниям производителя должен храниться при температуре от +2 °С до 8 °С.
14) часть шкафов, все полки в шкафах и холодильниках, где хранятся лекарственные препараты, не идентифицированы. Лекарственные препараты для медицинского применения, поступившие в аптеку до 12.01.2013 г., не идентифицированы стеллажными картами, в том числе: а) этамзилат 250 мг № 10, 2 уп., дата поступления 10.07.2012 г.; б) феноксиметилпенициллин 0,25 № 10, 4 уп., дата поступления 12.08.2011 г.; в) абактал 400 мг № 10, 1 уп., дата поступления 23.04.2012 г.;
15) выявленные лекарственные препараты с истекшим сроком годности: Прозерин 0,5 мг/мл, 1 мл № 10, серии 110209, производитель ОАО "Дальхимфарм", годен до 03.13, Раствор левомицетина спиртовой 3% 25 мл, серии 030312, 2 фл., производитель ОАО "Ивановская фармфабрика", годен до 032013, хранились совместно с другими лекарственными препаратами, не были изъяты из обращения и не были размещены в "карантинную зону".
Таким образом, из протокола об административном правонарушении № 12 от 20.03.2013 г. (л.д. 49 - 54) следует, что ООО "Братья" Управлением вменяются следующие нарушения норм законодательства Российской Федерации:

- п. 2.5, 2.7, 3.9.10, 3.18, 4.2, 5.4, 6.4, 6.7, 9.2, 9.6.9.8 Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80;
- п. 2.6. приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 "О порядке отпуска лекарственных средств";
- п. 3, 7, 10, 12, 40, 42 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. № 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств";
- п. п. "г", "з" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения".
В силу п. 1.2 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 указанный ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Пунктом 2.5. вышеуказанного ОСТа предусмотрено право аптечных организаций на осуществление функций по реализации продукции, в частности на:
- реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;
- изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;
- реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения; дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены; оптики; лечебного, детского и диетического питания; косметическую и парфюмерную продукцию.
Лицензией на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-48-02-000215 от 30.03.2010 г. (л.д. 39 - 40; 98 - 99), выданной управлением здравоохранения Липецкой области, Обществу дается право на розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств. В нарушение данной лицензии и п. 2.5. ОСТа ООО "Братья" осуществляло реализацию продукции пищевой промышленности, не разрешенной к реализации в аптечной организации (леденцы Бобе № 10 шт., производитель Риклан С.А., Бразилия, поставщик ООО ГК "Надежда-Фарм", дата поступления 22.01.2013 г., код ОКП 005-912110; мармелад "Фру-Фру", 30 г., 16 уп., в ассортименте, производитель The Candy Plus Sweet Factory, Чешская Республика, поставщик ООО ГК "Надежда-Фарм", дата поступления 05.02.2013 г., код ОКП 005-912890). Наличие данной продукции в аптечной организации подтверждается актом проверки № 50 от 19.03.2013 г., протоколом об административном правонарушении № 12 от 20.03.2013, приложениями к накладным № 25051/0 от 22.01.2013 и № 46260/0 от 05.02.2013 (л.д. 76 - 80). Доказательств того, что эта продукция относится к лечебному, детскому или диетическому питанию, ООО "Братья" суду не предоставлено.
Согласно п. 2.7 ОСТа не допускается реализация лекарственных препаратов и других товаров, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, незаконных копий лекарственных препаратов.
Актом проверки № 50 от 19.03.2013 г. (л.д. 55 - 68) установлен факт наличия в аптечной организации, принадлежащей Обществу, лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. Так, на дату проверки были выявлены: Горца перечного (водяного перца) трава, 50 г, производитель ЗАО "Фирма "Здоровья", серия 010211, годен до 03.13; Прозерин 05, мг/мл, 1 мл № 10, серии 110209, производитель ОАО "Дальхимфарм", срок годности истек 03.13; Раствор левомицетина спиртовой 3% 25 мл, серии 030312, 2 фл., производитель ОАО "Ивановская фармфабрика", годен до 03.2013.
Довод ООО о том, что в марте 2013 г. срок годности указанных лекарственных средств не истек, необоснован. Союз "до" означает, что годность этого средства истекла до марта, а не в марте 2013 г.
Пункт 4.2. ОСТа устанавливает, что на лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и/или необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке или отпуске больному, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.
В аптеке Общества был обнаружен ряд лекарственных препаратов, у которых отсутствует инструкция по применению: Этамзилат 25 мг № 50, 2 уп., производитель ОАО "Луганский химфармзавод"; Йодинол раствор для местного и наружного применения, 100 мл, 3 фл., производитель ОАО "Самарамедпром"; циндол 125 г. суспензия для наружного применения, 1 фл., производитель "Московская фармфабрика"; Глицерин 25,0, производитель ООО "Йодные технологии и маркетинг"; Аммиак 10% 40 мл, раствор для наружного применения и ингаляций, 9 уп., производитель ООО "Гиппократ"; Кофеин-бензоат натрия 100 мг № 6, производитель ОАО "Татхимфармпрепараты". При этом обнаруженные при проверке лекарственные препараты, у которых отсутствует инструкция по применению, а также с истекшим сроком годности хранились совместно с другими лекарственными средствами, не были изъяты из обращения и не были помещены в специально выделенную зону, как устанавливает п. 4.2. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003.
В силу подпунктов "г", "з" пункта 5 "Положения о лицензировании" для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
1) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (подп. "г"):
- аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;
2) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение (подп. "з"):
- лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;
- лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 562н утвержден "Порядок отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества" (далее - Порядок). Согласно п. 4 указанного Порядка отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-1/у, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие:
а) эрготамина гидротартрат в количестве до 5 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
б) эфедрина гидрохлорид в количестве до 100 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);
в) псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, не превышающем 30 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
г) псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, не превышающем 30 мг, в сочетании с декстрометорфаном гидробромидом в количестве, превышающем 10 мг, и до 30 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
д) декстрометорфана гидробромид в количестве, превышающем 10 мг, и до 30 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы).
Согласно акту проверки № 50 от 19.03.2013 в витрине торгового зала аптеки ООО "Братья" на полке с противовирусными лекарственными препаратами, отпускаемыми без рецепта врача, выявлен лекарственный препарат Тофф плюс № 10, серии 4442507, производитель Панацея Биотек, Индия, содержащий декстрометорфана гидробромид в количестве 15 мг. Данное обстоятельство зафиксировано в протоколе об административном правонарушении № 12 от 20.03.2013 г. должностным лицом управления здравоохранения Липецкой области в результате проведения плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
В своем отзыве на заявление о привлечении к административной ответственности ООО возразило против данного нарушения, сославшись на то, что п. 4 "Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества" регламентирует порядок отпуска лекарственных препаратов, а не порядок их хранения.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в буквальном толковании норм указанного Порядка действительно имеются в виду правила отпуска лекарственных препаратов, а не правила их хранения. Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств тому, что Обществом действительно осуществлялся отпуск лекарственного препарата Тофф плюс № 10 без рецепта врача. Управлением здравоохранения был зафиксирован только факт хранения данного лекарственного препарата на полке с лекарственными средствами, отпускаемыми без рецепта врача.
Однако, п. 5.4. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.007-2003 устанавливает раздельное хранение лекарственных препаратов (лекарственных средств) с учетом их физико-химических свойств. В данном случае, суд полагает, что лекарственный препарат Тофф плюс № 10, содержащий вещества, оборот которых регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 562н, требует особого внимания со стороны персонала аптеки и действительно должен храниться в другом месте, а не совместно с препаратами, отпускаемыми в обычном порядке, без рецепта соответствующей формы.
Следовательно, указанное нарушение законно вменяется Управлением здравоохранения Обществу. Наличие виновных действий со стороны ООО "Братья" считается доказанным, т.к. наступление события правонарушения можно было избежать.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 утвержден "Порядок отпуска лекарственных средств", согласно которому все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Пункт 2.6. Порядка отпуска лекарственных средств устанавливает правило, согласно которому при отпуске лекарственных средств по рецепту врача работник аптечного учреждения (организации) делает отметку на рецепте об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска). В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что Обществом осуществлялся отпуск из аптеки кодеинсодержащих лекарственных препаратов без заполнения на рецепте врача соответствующей информации.
Факт нарушения правил отпуска лекарственных препаратов зафиксирован в акте № 50 от 19.03.2013, в протоколе об административном правонарушении № 12 от 20.03.2013, подтверждается копиями рецептов врача от 16.01.2013 и от 08.02.2013 на л.д. 81.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 58 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее - Правила хранения лекарственных средств).
Пунктом 1 Правил хранения лекарственных средств предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
В силу п. 42 Правил хранения лекарственных средств организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
Пункт 3.10. Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" устанавливает, что помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность. В нарушение этого положения торговый зал аптеки оснащен гигрометром типа ВИТ-2, з/№ У429 (л.д. 72 - 73), который не позволяет определить влажность воздуха в помещении хранения лекарственных препаратов. При этом в Журнале учета влажности в торговом зале имеются соответствующие записи (л.д. 74-75).
Кроме того, п. 5.4. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.007-2003 предусматривает, что лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
Материалами дела подтверждается, что в аптеке, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Архангельская, д. 8, нежилое пом. 1, ООО "Братья" не обеспечило надлежащий температурный режим при хранении термолабильного лекарственного препарата Викасол-Дарница, раствор для в/м введения, 10 мг/мл № 10, серия 50612, производитель ЗАО "Фирма "Дарница", Украина, (1 уп.) - условия хранения от +2 °С до 8 °С и фактически хранило его при температуре +16 °С.
Факт нарушения условий хранения данного лекарственного препарата (необеспечение надлежащего температурного режима) подтверждается актом проверки № 50 от 19.03.2013 г. (л.д. 55 - 68), протоколом об административном правонарушении № 12 от 20.03.2013 г. (л.д. 49 - 54); письменным согласием заместителя генерального директора по осуществлению фармацевтической деятельности Ненаховой Н.А. от 19.03.2013 г. с нарушениями, указанными в акте проверки (л.д. 70).
С учетом вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что нарушение ООО "Братья" подп. "г", "з" п. 5 "Положения о лицензировании", выразившееся в не соблюдении Порядка отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями и нарушении Правил хранения лекарственных средств, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП.
Требованиями п. 3.20. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 предусмотрено наличие на всех стеллажах, шкафах, полках стеллажной карты с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения. При этом в аптечной организации Общества, согласно протоколу об административном правонарушении № 12 от 20.03.2013 г. часть шкафов, все полки в шкафах и холодильниках, где хранятся лекарственные препараты, не идентифицированы. В том числе отсутствуют стеллажные карты на следующие лекарственные препараты для медицинского применения, поступившие в аптеку до 12.01.2013 г.:
- этамзилат 250 мг № 10, (2 уп.), дата поступления 10.07.2012 г.;
- феноксиметилпенициллин 025 № 10 (4 уп.), дата поступления 12.08.2011 г.;
- абактал 400 мг № 10 (1 уп.), дата поступления 23.04.2012 г.
Также при проведении проверки Управлением здравоохранения были выявлены следующие нарушения Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003:
- п. 3.9. ОСТа предусматривает проведение влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств. В аптечной организации ООО "Братья" влажная уборка производилась с применении дезинфицирующего средства "Жавелион/Новелти Хлор", серии 140509, у которого истек срок годности 05.12;
- п. 3.18. ОСТа устанавливает раздельное хранение верхней одежды и обуви от санитарной одежды и обуви. В аптеке, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Архангельская, д. 8, нежилое пом. 1 в шкафу промаркированном "Спецодежда" осуществлялось хранение верхней одежды и обуви совместно с санитарной.
Согласно п. 9.2. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 каждая аптечная организация должна иметь правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководителем организации, с отметкой об ознакомлении сотрудников. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации производится ежегодно.
Правила внутреннего трудового распорядка в аптечной организации были утверждены генеральным директором ООО "Братья" Бахтиным И.В. 21.08.2011 г. (л.д. 85 - 89). В период до 2013 года они не пересматривались и не обновлялись. Повторное ознакомление сотрудников с Правилами внутреннего трудового распорядка не производилось.
Пункт 9.8 Отраслевого стандарта ОСТ 915000.05.0007-2003 гласит, что в аптечных организациях на каждого сотрудника должны быть должностные инструкции, утвержденные в соответствующем порядке.
В аптечной организации Общества 01.08.2011 г. генеральным директором Бахтиным И.В. была утверждена должностная инструкция заведующего аптекой. Пункт 4.2. данной инструкции устанавливает среди требований к работнику знание недействующего Закона РФ от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах". С данным локальным актом заведующая аптекой Ненахова Н.А. была ознакомлена, под документом проставлена ее подпись (л.д. 91 - 92).
Управление также вменяет Обществу нарушение п. 9.6. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003, согласно которому аптечной организацией при проведении внутренних проверок не составлялись протоколы.
Из материалов дела усматривается, что при внутренних проверках проверялось исполнение аптекой нормативных правовых актов, утративших законную силу. Так, в журнале внутренних проверок имеется запись, датированная 15.10.2012 г., следующего содержания: "Проведена проверка на соблюдение приказа № 578 от 13 сентября 2005 г. "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача" (см. л.д. 83). При этом действие данного Приказа было отменено 16.10.2011 г. в связи с вступлением в законную силу приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 1000ан "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Также Управлением были обнаружены нарушения при проверке Плана занятий по нормативной документации ООО "Братья" на 2013 год (см. л.д. 90), утвержденного 08.04.2013 генеральным директором Бахтиным И.В., а именно:
- в графе за март 2013 года запланировано занятие по изучению норм несуществующего приказа Минздравсоцразвития России № 1198н от 27.12.2011 г. "Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий";
- на дату 28.06. назначено занятие по изучению приказа Минздравсоцразвития РФ № 318 от 05.11.1997 г. "Об утверждении Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами", утратившего законную силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2010 № 846н.
Данные факты Обществом не оспариваются, что подтверждается частичным признанием допущенных правонарушений (см. согласие заместителя генерального директора по осуществлению фармацевтической деятельности Ненаховой Н.А. с нарушениями, указанными в акте проверки от 19.03.2013 г. - л.д. 70; письменные пояснения на предписание об устранении выявленных нарушений - л.д. 123 - 126).
Управлением здравоохранения по факту проведения проверки был также составлен протокол об административном правонарушении № 13 от 20.03.2013 г., которым зафиксировано нарушение Обществом ч. 3 ст. 14.1 КоАП.
В соответствии с п. "и" ст. 5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (ред. от 04.09.2012) "О лицензировании фармацевтической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности"), Управлением здравоохранения в вину ООО "Братья" вменяется нарушение, выразившееся в отсутствии у заместителя генерального директора Ненаховой Н.А., на которую возложены обязанности заведующей аптекой, необходимого стража работы по специальности не менее 3-х лет.
Согласно представленным в материалы дела документам, трудовым договором (контрактом) № 4 от 01.08.2011 г. на должность заместителя директора по осуществлению фармацевтической деятельности в аптечную организацию ООО "Братья", расположенную по адресу: г. Липецк, ул. Архангельская, д. 8 была принята Ненахова Н.А. Документами, удостоверяющими наличие образования и стажа, являются диплом о высшем образовании по специальности "Фармация", регистрационный номер <...> (л.д. 30), сертификат <...> по специальности Управление и экономика фармации, полученный 09.03.2012 (л.д. 32). О приеме на работу был издан соответствующий приказ (л.д. 26).
01.03.2013 приказом о внутреннем совмещении должностей (л.д. - 29), на Ненахову Н.А. были возложены обязанности заведующей аптекой с выполнением соответствующих функций согласно должностной инструкции.
В силу п. 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям (подп. "и"):
1) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций):
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста.
Довод ООО о том, что аптека удалена от города и на нее не могут распространяться требования о стаже руководителя аптеки, суд считает необоснованным. Как видно из лицензии, выданной Обществу, местом осуществления фармацевтической деятельности является г. Липецк (л.д. 39 - 40, 98 - 99). Поселок Силикатный, в котором расположена аптечная организация ООО, входит в черту города Липецка. Доказательств иного ООО суду не представило.
Таким образом, имеющимися в материалах дела документами об образовании и трудоустройстве Ненаховой Н.А. в ООО "Братья" (л.д. 25 - 32), актом проверки № 50 от 19.03.2013, а также протоколом об административном правонарушении № 13 от 20.03.2013 доказан факт отсутствия у заведующего аптекой необходимого стажа работы по специальности, что является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которое вменяется ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП.
В силу ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск.
Вина ООО "Братья" в совершении вмененных административных правонарушений заключается в том, что, осуществляя фармацевтическую деятельность, им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований при наличии такой возможности. ООО своевременно было извещено о проведении проверки и имело возможность устранить отдельные нарушения непосредственно перед проверкой. Какие-либо доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности для соблюдения лицензионных требований Обществом не представлены, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что Управлением здравоохранения доказано совершение ООО "Братья" административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд также считает, что в данном деле отсутствуют основания для оценки совершенного предприятием правонарушения в качестве малозначительного.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно абзацу третьему п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Арбитражный суд считает, что установленные в данном конкретном деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленных Управлением здравоохранения нарушений требований законодательства в области лицензирования и обращения лекарственных препаратов, а, напротив, указывают на пренебрежительное отношение к соблюдению требований, установленных законодательством, при осуществлении фармацевтической деятельности.
Вменяемое предприятию правонарушение посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере порядка обращения лекарственных средств, обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, в связи с чем не может быть признано малозначительным.
То обстоятельство, что в настоящее время Обществом устранены допущенные нарушения законодательства о лицензировании, не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности.
В связи с этим, оценив обстоятельства дела в их совокупности, учитывая правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражный суд считает, что отсутствуют основания, предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ, для освобождения ООО "Братья" от административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требование Управления здравоохранения о привлечении ООО "Братья" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
Частью 1 ст. 4.4. КоАП предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В рамках данного дела судом установлена реальная совокупность административных правонарушений, то есть совершение вмененных административных правонарушений различными действиями (бездействиями) Общества. Каждое из совершенных Обществом правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 14.1. КоАП является самостоятельным законченным правонарушением, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.4. КоАП наказание должно быть назначено за каждое правонарушение в отдельности.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ законодателем для юридических лиц установлена альтернативная санкция за совершение правонарушения, предусмотренного указанной нормой, а именно: предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пункт 4 ст. 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), устанавливает для юридических лиц наказание в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Общество ранее не привлекалось к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1. КоАП, частично признало и в настоящее время устранило допущенные нарушения, суд полагает возможным назначить наказание в пределах минимальных санкций частей 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания, предусмотренного по ч. 3 ст. 14.1 КоАП арбитражный суд, руководствуясь ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ, считает возможным ограничиться административным наказанием в виде предупреждения.
Относительно нарушений п. 4 ст. 14.1 КоАП суд считает необходимым назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4.1 (ч. 3), 4.4, статьей 14.1 (ч. 3, 4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Братья" (ОГРН 1054800500336; ИНН 4823027100; место нахождения: 398011 г. Липецк, ул. Архангельская, д. 7) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Братья" (ОГРН 1054800500336; ИНН 4823027100; место нахождения: 398011 г. Липецк, ул. Архангельская, д. 7) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Административный штраф может быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Липецкой области (Управление здравоохранения Липецкой области),
ИНН: 4825005085
КПП: 482501001
Расчетный счет: 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
БИК банка: 044206001
КБК: 009 1 16 90020 02 0002 140
ОКАТО: 42401000000
В случае неуплаты штрафа в установленный срок направить решение для принудительного исполнения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок через Арбитражный суд Липецкой области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья
Л.С.ТОНКИХ


------------------------------------------------------------------