Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Липецкого УФАС России от 05.06.2013 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в распространении рекламы, не содержащей указания на сроки проведения стимулирующей лотереи и указания на то, какую подробную информацию можно получить на сайте>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05 июня 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: руководитель управления А.А. Сешенов,
члены Комиссии: - начальник отдела Р.Б. Маргиев,
- специалист-эксперт И.Г. Дубовская,
рассмотрев дело № 29, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ст. 9 ФЗ "О рекламе", в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью "Б", установила:
В г. Липецке 26.03.2013 распространялся рекламный буклет сети магазинов "F", в верхней части первой, второй и третьей страниц которого содержится реклама стимулирующей лотереи следующего содержания: "МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ! ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ! Выиграй машину в три шага! * 1) Соверши покупку в сети магазинов "F". 2) Стань участником "F" Club. 3) Накопи 3000 баллов и участвуй в ежемесячном розыгрыше автомобилей. * подробности на сайте <...>". Данная рекламная информация содержит признаки нарушения ст. 9 ФЗ "О рекламе".
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Из приведенных норм следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации, в то же время требования об указании в полном объеме иных сведений о данном мероприятии Федеральный закон "О рекламе" не устанавливает.
Следовательно, такие сведения (об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) могут быть доведены до потребителя - потенциального участника стимулирующего мероприятия рекламодателем иным способом (путем размещения в средствах массовой информации, на сайтах сети Интернет либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.). В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе необходимо указывать источник таких сведений, при этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, а именно: что содержится в указанном месте (по указанному адресу).
В нарушение статьи 9 Закона в рекламе отсутствует указание на сроки проведения стимулирующего мероприятия, а также указание на то, какие именно сведения можно получить на сайте <...>.
Организатором стимулирующего мероприятия может выступать юридическое лицо, получившее право на его проведение (если обязанность получения лицензии предусмотрена законом), государственное или муниципальное образование. Организатор проводит мероприятие непосредственно или через оператора, но несет ответственность самостоятельно перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Информация об организаторе необходима как сведения о лице, обязанном по заключаемому договору.
Следующая обязательная информация, источник которой должен быть раскрыт в рекламе, - о правилах стимулирующего мероприятия - совокупность норм, которые устанавливают права и обязанности участников, регулируют ход мероприятия, критерии оценки победителя и иные условия, которые необходимо соблюдать, вступая в состязательный процесс. Непредоставление информации о правилах ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои силы и возможности. Если лицо не ознакомилось с правилами по своей инициативе, это его выбор и решение. Организатор и рекламодатель обязаны обеспечить неограниченному количеству лиц, которые могут попасть в число призеров, равные права и возможности для полноценного участия в соревновании.
В рекламе должно быть сообщено о том, где узнать, сколько человек могут рассчитывать на получение призов. Масштабы мероприятия, затраты на участие в нем в идеале должны соответствовать шансам на удачу. По крайней мере участники должны быть поставлены в известность об этих цифрах, чтоб самим их оценить. Кроме того, называние определенного числа призов в приглашающих слоганах служит гарантией того, что не менее заявленного количества их можно будет потребовать от организатора в случае возникновения равноправных претендентов на выигрыш.
Праву потребителя участвовать в розыгрыше корреспондирует обязанность организатора допустить выполнившего все условия человека к игре. Праву выиграть - обязанность признать победителем достигшего требуемых результатов. Факт победы предполагает право забрать приз и обязанность организатора его отдать по требованию победителя. Отсутствие информации о месте и времени получения выигрыша является препятствием к осуществлению законных прав потребителя, отказом от надлежащего исполнения своих обязательств по договору организатором. Поэтому закон прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей. В рекламе должен быть указан источник информации о сроках, месте и порядке получения (например, что должен предъявить призер, какие документы заполнить) призов и выигрышей.
29.03.2013 в адрес ООО "Б" был сделан запрос информации (исх. № 1206-04). Из представленных документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ООО "Б". Макет для производства листовок был представлен обществом в электронном виде в формате "PDF". Наименование мероприятия: стимулирующая лотерея "Мечты сбываются каждый месяц". Сроки проведения стимулирующей лотереи - с 01 февраля 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно. Организатор: ООО "Л".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, статьей 9 Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, т.е. ООО "Б".
Таким образом, реклама ООО "Б" следующего содержания: "МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ! ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ! Выиграй машину в три шага! * 1) Соверши покупку в сети магазинов "F". 2) Стань участником "F" Club. 3) Накопи 3000 баллов и участвуй в ежемесячном розыгрыше автомобилей. * подробности на сайте <...>", распространенная в рекламном буклете сети магазинов "F" 26.03.2013, содержит признаки нарушения ст. 9 ФЗ "О рекламе", так как не содержит указания на сроки проведения стимулирующей лотереи и указания на то, какую подробную информацию можно получить на сайте <...>.
04.06.2013 на рассмотрение дела № 29, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представитель общества не явился. ООО "Б" уведомлено надлежащим образом, так как вся информация, запрошенная Липецким УФАС России в определении о возбуждении дела № 29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обществом предоставлена в полном объеме 31.05.2013.
Изучив доказательства, имеющиеся в деле, Комиссией принято решение рассмотреть дело № 29 в отсутствие представителей ООО "Б".
На заседании члены Комиссии не согласились с выводами ООО "Б", содержащимися в объяснениях, по следующим основаниям.
Из ссылки в рекламной листовке "подробности на сайте <...>" нельзя определить, какие именно подробности можно получить, обратившись к указанному сайту в сети Интернет. Возможно, на сайте содержится подробная информация только об условиях стимулирующей лотереи или же только об организаторе мероприятия, а возможно, и вся подробная информация об организаторе, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
На первом листе в рекламной листовке указана дата 25.03.13 - 15.04.13. В объяснениях общество указывает на то, что это срок проведения стимулирующей лотереи. Однако из уведомления о проведении стимулирующей лотереи "Мечты сбываются каждый месяц" следует, что указанное мероприятие проводится с 01 февраля 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Б", распространенную в рекламном буклете сети магазинов "F", следующего содержания: "МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ! ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ! Выиграй машину в три шага!* 1) Соверши покупку в сети магазинов "F". 2) Стань участником "F" Club. 3) Накопи 3000 баллов и участвуй в ежемесячном розыгрыше автомобилей. * подробности на сайте <...>", т.к. в рекламе не указаны сроки проведения стимулирующей лотереи и какую подробную информацию можно получить, обратившись к источнику информации (сайт в сети Интернет <...>).
2. Выдать ООО "Б" предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.А.СЕШЕНОВ

Члены Комиссии
Р.Б.МАРГИЕВ
И.Г.ДУБОВСКАЯ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 июня 2013 г. № 29

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: руководитель управления А.А. Сешенов,
члены Комиссии: - начальник отдела Р.Б. Маргиев,
- специалист-эксперт И.Г. Дубовская,
на основании своего решения от 05 июня 2013 г. по делу № 29 о признании ненадлежащей рекламы стимулирующей лотереи ООО "Б", распространенной в г. Липецке 26 марта 2013 года в рекламном буклете сети магазинов "F", следующего содержания: "МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ! ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ! Выиграй машину в три шага! * 1) Соверши покупку в сети магазинов "F". 2) Стань участником "F" Club. 3) Накопи 3000 баллов и участвуй в ежемесячном розыгрыше автомобилей. * подробности на сайте <...>" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Б" (юридический адрес: <...>, фактический адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ст. 9 ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Б" представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 июня 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц - в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.А.СЕШЕНОВ

Члены Комиссии
Р.Б.МАРГИЕВ
И.Г.ДУБОВСКАЯ


------------------------------------------------------------------