Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.07.2013 по делу N А36-7358/2012 <В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в аренду земельного участка отказано, поскольку в связи с обращением двух глав фермерских хозяйств, зарегистрированных на территории муниципального района, о предоставлении одного и того же земельного участка решение о его предоставлении будет принято после опубликования объявления в СМИ>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу № А36-7358/2012

27 июня 2013 года оглашена резолютивная часть решения.
01 июля 2013 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Липецкой области
в составе:
судьи Карих Ольги Михайловны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Немцевой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
главы КФХ Петрищева Анатолия Васильевича (<...>, ОГРН ИП <...>),
заинтересованное лицо - администрация Елецкого муниципального района Липецкой области (Липецкая область, г. Елец, ул. 9 Декабря, д. 54),
с участием третьих лиц:
1) главы КФХ Богатикова Б.В. (<...>),
2) администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Липецкая область, Елецкий район, п. Солидарность, ул. Первомайская, д. 17)
о признании действий незаконными,
при участии:
от заявителя - Петрищева А.В., Цвилинева Д.Ю., доверенность от 20.11.2012 г., Сайгановой Е.А., доверенность от 15.02.2013,
от заинтересованного лица - Бойковой Л.В., главного специалиста (юрисконсульта), доверенность <...>,
от третьих лиц:
1) представитель не явился,
2) представитель не явился,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петрищев Анатолий Васильевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, выраженного в письме № 1111 от 02.11.2012 г., в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:7:1500901:167 площадью 90766 +- 2636 кв. м на 10 лет из земель сельхозназначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного: с/п Архангельский с/с, с. Ново-ольшанец, и обязать предоставить земельный участок в аренду заявителю сроком на 10 лет.
Определением от 25.12.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава К(Ф)Х Богатиков Б.В.
Определением от 24.01.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
В судебное заседание не явились третьи лица, извещены надлежащим образом.
Кроме того, информация о принятии искового заявления к производству, назначении предварительного и судебного заседаний в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ размещена арбитражным судом в сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании 20.06.2013 заявитель уточнил заявление и просил признать незаконным отказ администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, выраженного в письме № 1111 от 02.11.2012 г., в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:7:1500901:167 площадью 90766 +- 2636 кв. м на 10 лет из земель сельхозназначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного: с/п Архангельский с/с, с. Ново-ольшанец.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, суд считает, что в удовлетворении заявления необходимо отказать в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 19.10.2012 глава К(Ф)Х Петрищев А.В. обратился с заявлением к главе Елецкого муниципального района Липецкой области о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:7:1500901:167 площадью 90766 +- 2636 кв. м, сроком на 10 лет из земель сельхозназначения, расположенного с/п Архангельский с/с, с. Ново-ольшанец для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Письмом от 02.11.2012 № 1111 в предоставлении в аренду земельного участка отказано, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:07:1500901:167 будет принято после опубликования объявления о предоставлении земельного участка в газетах "Липецкая газета" и "В краю родном".
Заявитель считает, что данным отказом нарушены его права и законные интересы, поскольку не принято решение о предоставлении земельного участка в аренду и не заключен договор аренды. Требования заявителя основаны на ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения с настоящим заявлением.
В соответствии с требованиями статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду (ст. ст. 29, 34 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что 27.08.2012 в Единый государственный индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Петрищев Анатолий Васильевич (свидетельство о государственной регистрации <...>).
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4 Закона № 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона № 74-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона № 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявителем выполнены все действия и соблюдены все требования, установленные действующим законодательством необходимые для получения земельного участка в аренду.
Заинтересованное лицо не оспаривает предоставление Петрищевым А.В. кадастрового паспорта на спорный земельный участок.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Однако процедура предоставления земельных участков в случае наличия на них притязаний нескольких лиц нормами указанного Закона не урегулирована.
Из материалов дела усматривается, что 25.10.2012 с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:07:1500901:167 площадью 90776 кв. м. обратился глава К(Ф)Х Богатиков Б.В.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Богатикова Б.В. зарегистрировано постановлением главы администрации Елецкого района № 751 от 05.09.1994, создано в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Статья 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" констатирует, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве "Богатикова" внесены в Единый государственный реестр.
Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.
Заинтересованное лицо указывает на то, что в связи с обращением двух глав фермерских хозяйств, зарегистрированных на территории Елецкого района о предоставлении одного и того же земельного участка в ответах главам было разъяснено, что решение о его предоставлении будет принято после опубликования объявления в СМИ. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Петрищеву А.В.
Следовательно, из материалов дела усматривается, что в один и тот же период, а именно 19.10.2012 и 25.10.2012 поступило два заявления о предоставлении одного и того же земельного участка в аренду главами К(Ф)Х.
Делая вывод об одновременном периоде подачи заявлений, суд исходит из того, что 14-дневный срок принятия решения по первому заявлению истекает 06.11.2012, а до истечения этого срока было подано от равноценного лица такое же заявление.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В связи с отсутствием прямого указания в законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве суд не принял во внимание довод заявителя о том, что у него имелось преимущественное право на заключение договора аренды, поскольку Петрищевым А.В. совершены действия по формированию земельного участка и постановки на кадастровый учет, изготовлении кадастрового паспорта.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае, если на земельный участок претендуют несколько крестьянско-фермерских хозяйств, законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не урегулирован, и в таком случае право на заключение договора аренды, также подлежит выставлению на торги в соответствии с требованиями ст. 38 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков для фермерских хозяйств регулируется не только статьей 12 Федерального закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", но и Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и другим земельным законодательством.
Таким образом, суд не усматривает, что отказ в предоставлении в аренду земельного участка, выраженного в письме № 1111 от 02.11.2012 г., не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Петрищева А.В. главы К(Ф)Х.
Более того, требования заявителя не направлены на восстановление нарушенного права, Петрищев А.В. не просит обязать администрацию Елецкого муниципального района Липецкой области заключить договор аренды, поскольку ему известно, что решением Совета депутатов сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района от 25.12.2012 № 34/2 утвержден генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения, спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Ходатайство заявителя о допросе в качестве свидетеля Дрякина С.А., который ранее занимал должность и.о. начальника управления имущества и земельных отношений администрации Елецкого муниципального района Липецкой области отклонено судом, поскольку в силу ст. ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.
На решение в месячный срок может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд Липецкой области.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
О.М.КАРИХ


------------------------------------------------------------------