Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Липецкого УФАС России от 03.07.2013 <О нарушении законодательства о конкуренции, выразившемся в злоупотреблении сетевой организацией доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем невыполнения в установленные законом сроки мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям вводного устройства садового домика>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2013 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Сешенова А.А., руководителя управления;
членов Комиссии:
Гребенщикова М.А., старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Шипулиной Ю.А., специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
в присутствии:
от заявителя - гр. <...>;
от ОАО "Л" - <...>,
рассмотрев дело № 60 по признакам нарушения ОАО "Л" (далее - ОАО "Л") (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Липецкого УФАС России 30.05.2013 поступило заявление от гр. <...> (далее - заявитель) по вопросу неосуществления ОАО "Л" (далее - ОАО "Л") технологического присоединению садового домика, расположенного по адресу: <...> (далее - садовый домик), согласно заключенному договору № 3585/12 от 21.11.2012.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России были получены необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
10.10.2012 ОАО "Л" от гр. <...> поступила заявка на технологическое присоединение к электрической сети энергопринимающего устройства: вводного устройства садового домика, расположенного по адресу: <...>, максимальная мощность: 15 кВт, 3 категория надежности, уровень напряжения 380 В.
21.11.2012 между ОАО "Л" и гр. <...> заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 3585/12 от 21.11.2012 (далее - Договор), а также выданы технические условия № 31402-1539 от 13.11.2012.
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора.
В соответствии с п. 6 Договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему Договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях.
В связи с тем, что в установленный срок ОАО "Л" не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств садового домика гр. <...>, он обратился в Липецкое УФАС России с соответствующим заявлением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 14 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что гр. <...> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств садового домика, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт по 3 категории надежности, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки.
Таким образом, ОАО "Л" в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению садового домика гр. <...> в сроки, установленные п. 16 данных Правил.
На заседании комиссии Липецкого УФАС России, проходившего 02.07.2013, представители ОАО "Л" признали свое нарушение и пояснили, что причиной неосуществления ОАО "Л" действий по технологическому присоединению садового домика гр. <...> согласно заключенному договору № 3585/12 от 21.11.2012 технологического присоединения является продолжительность получения исходно-разрешительной документации на строительство объектов электросетевого хозяйства. При этом ОАО "Л" предпринимает все необходимые меры для завершения работ в срок до 31.08.2013.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Л" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого управления ФАС России № 18 от 26.01.2010 в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) производство, поставка, передача тепловой энергии; 3) передача электрической энергии, с долей более 65% в географических границах г. Липецка.
При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Невыполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению вводного устройства садового домика заявителя к электрическим сетям в установленный п. 16 Правил срок, который не может превышать 6 месяцев, является или может явиться ущемлением интересов и законных прав гр. <...> как слабой стороны по отношению к сетевой организации на своевременное подключение садового домика к электрическим сетям.
Таким образом, неисполнение ОАО "Л", занимающего доминирующее положение на рассматриваемом рынке, мероприятий по технологическому присоединению вводного устройства строящегося садового домика в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил, ущемляет интересы гр. <...> и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Л", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем невыполнения ОАО "Л" мероприятий по технологическому присоединению вводного устройства садового домика гр. <...> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
2. Выдать ОАО "Л" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.СЕШЕНОВ

Члены Комиссии
М.А.ГРЕБЕНЩИКОВ
Ю.А.ШИПУЛИНА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 июля 2013 г. № 60

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Сешенова А.А., руководителя управления;
членов Комиссии:
Гребенщикова М.А., старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Шипулиной Ю.А., специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03 июля 2013 года по делу № 60 о нарушении ОАО "Л" (далее - ОАО "Л") (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Л" в срок до 20 августа 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем невыполнения ОАО "Л" мероприятий по технологическому присоединению вводного устройства садового домика гр. Г. к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения ОАО "Л" мероприятий по технологическому присоединению садового домика гр. Г. к электрическим сетям.
2. ОАО "Л" о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.СЕШЕНОВ

Члены Комиссии
М.А.ГРЕБЕНЩИКОВ
Ю.А.ШИПУЛИНА


------------------------------------------------------------------