Решение Липецкого областного суда от 18.07.2013 по делу N 3-10/2013 <О признании недействующим постановления администрации Липецкой области от 07.06.2013 N 265 "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области">
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу № 3-10/2013
Липецкий областной суд в составе
председательствующего Фоминой Н.В.
при секретаре С.А.
с участием прокурора Копытиной Г.И. и адвокатов Уваровой И.И. и Шишкиной И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Л1", ООО "Л2", ООО "М1", ООО "К", ООО "М2" и ООО "М3" к администрации Липецкой области о признании недействующим с момента принятия постановления администрации Липецкой области № 265 от 07 июня 2013 года "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области". Суд
установил:
07 июня 2013 года администрацией Липецкой области было принято постановление № 265 "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области" /далее постановление № 265 от 07.06.2013/.
Данное постановление было опубликовано в официальном источнике - "Липецкой газете" за 21 июня 2013 года № 119/24497/. С 01 июля 2013 года данное постановление вступило в силу.
В соответствии с данным постановлением медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств врачами-специалистами: психиатр, психиатр-нарколог определено проводить в государственных специализированных медицинских учреждениях.
03 июня и 04 июня 2013 года заявители: ООО "Л1", ООО "Л2", ООО "М1", ООО "К" ООО "М2" и ООО "М3" обратились в Липецкий областной суд с заявлением о признании недействующим постановления № 265 от 07.06.2013.
Определением суда от 12 июля 2013 года все шесть заявлений были объединены в одно производство.
Заявители ссылались на то, что все они занимаются медицинской деятельностью, имеют лицензии на медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств, оспариваемое ими постановление лишает их возможности заниматься этим видом деятельности, что противоречит Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан", Федеральному закону "Об оружии", Закону Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" и Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", из которых следует, что порядок и объем медицинского освидетельствования граждан для выдачи им лицензии на право владения оружием, а также медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами регулируется только федеральным законодательством, федеральный законодатель определил, что такое освидетельствование могут проводить государственные, муниципальные медицинские учреждения, а также медицинские учреждения частной системы здравоохранения. Следовательно, постановление администрации Липецкой области № 265 от 07 июня 2013 года вынесено с превышением компетенции субъекта Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству, а потому оно подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
В судебном заседании представители ООО "М1" директор общества Д.Ю., ООО "Л2" генеральный директор Д.Т., ООО "К" генеральный директор Я.Е., представители всех заявителей по доверенностям и ордерам адвокаты Уварова И.И. и Шишкина И.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в письменных заявлениях.
Представители администрации Липецкой области по доверенностям С.Н., Ш.Т. и Т.Т. заявленные требования не признали, сославшись на их необоснованность. В своих письменных объяснениях и объяснениях в судебном заседании представители администрации Липецкой области указали, что оспариваемое постановление принято в целях повышения уровня, комплексной безопасности жителей Липецкой области, поскольку врачи-психиатры и врачи-наркологи частных медицинских организаций не имеют возможности в полном объеме получить достоверную и объективную информацию о гражданине, который обращается за медицинской справкой для получения водительского удостоверения или права на владение оружием, так как частный медицинский центр не проводит диспансерного учета и не имеет возможности динамического наблюдения пациентов; Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" порядок проведения медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств непосредственно не регулирует, а лишь содержит отсылочную норму об установлении данного порядка федеральным законом, учитывая, что данный порядок до настоящего времени на федеральном уровне не установлен, субъект Российской Федерации в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование в опережающем порядке; оспариваемое постановление администрации Липецкой области прав заявителей не затрагивает, поскольку у всех юридических лиц в выданных им лицензиях отсутствует такой вид услуг как медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством и медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием. С учетом этого просили в удовлетворении требований заявителей отказать.
Выслушав стороны, заключение прокурора Копытиной Г.И., полагавшей требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что 07 июня 2013 года администрацией Липецкой области принято постановление № 265 "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области" /далее постановление № 265 от 07.06.2013/.
Данное постановление было опубликовано в официальном источнике - "Липецкой газете" за 21 июня 2013 года № 119/24497/. В газете допущена опечатка в дате принятия постановления, вместо 07.06.2013 было указано 07.07.2013. С 01 июля 2013 года данное постановление вступило в силу.
В соответствии с данным постановлением медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств врачами-специалистами: психиатр, психиатр-нарколог определено проводить в государственных специализированных медицинских учреждениях.
Указанное обстоятельство никем из сторон не оспаривались.
Учитывая, что в оспариваемом постановлении имеются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на изменение существующих правоотношений, то постановление администрации Липецкой области от 07 июня 2013 года № 265 является нормативным правовым актом, что стороны признали.
В силу ст. 13 Федерального закона 13.12.1996 г. № 150-ФЗ /в ред. от 10.07.2012 № 113-ФЗ/ "Об оружии" граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и порядок согласования этих программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
2) не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, форма и порядок выдачи которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
9) состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, обязаны не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией.
В соответствии с п. п. 19, 22, 24 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 в ред. от 28.02.2013 г. № 165 / "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статьях 10 и 15 Федерального закона "Об оружии", за исключением государственных военизированных организаций.
Форма, порядок представления и рассмотрения заявлений устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приобретение юридическими и физическими лицами дополнительных сменных и вкладных нарезных стволов к охотничьему огнестрельному оружию осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, предусмотренном для приобретения оружия, с последующей сертификацией указанных стволов и их регистрацией в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оружии".
Лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации:
а) при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
б) больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;
Как усматривается из приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 344 /в ред. от 12.07.2010 г. № 512н/ "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" был установлен следующий порядок медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия:
В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Анализ ст. 13 Федерального закона "Об оружии" в совокупности с нормами постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и содержанием приказа Министерства здравоохранения РФ от 11.09.2000 № 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", свидетельствует о том, что порядок и объем медицинского освидетельствования граждан для выдачи им лицензии на право приобретения оружия определены федеральным законодательством.
Возможность регулирования указанных вопросов органами исполнительной власти субъектов РФ действующим законодательством не предусмотрена.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1). Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 2). Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом (пункт 4). Из приведенной статьи видно, что она порядок проведения медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств непосредственно не регулирует, а лишь содержит отсылочную норму об установлении данного порядка федеральным законом. Однако такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" также предусматривает, что диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (пункт 1). Исключение сделано лишь для лечения больных наркоманией, которое должно проводиться только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 2).
Из приведенных законоположений следует, что они не устанавливают ограничения на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности, и не ограничивают организационно-правовые формы таких учреждений (организаций). Отсутствуют такие ограничения и в подзаконных нормативных правовых актах. В частности, Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 522, определено, что учреждением, оказывающим внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, является учреждение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, прошедшее в установленном порядке лицензирование и получившее право на деятельность по оказанию психиатрической помощи.
Виды психиатрической помощи, оказываемые данными учреждениями, указываются в лицензиях (пункт 1).
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи - психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств.
Функционирование медицинской организации частной системы здравоохранения в той или иной организационно-правовой форме не влияет на возможность осуществления ею соответствующих видов деятельности, указанных в выданной ей лицензии.
Проанализировав законодательство Российской Федерации в рассматриваемой по данному делу сфере правоотношений, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время не установлено каких-либо ограничений на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности.
Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод, что вопросы медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств находятся в ведении Российской Федерации, а потому субъект Российской Федерации не вправе регулировать эти вопросы.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
Учитывая, что постановлением администрации Липецкой области 07 июня 2013 года № 265 установлен прямой запрет на осуществление деятельности по медицинскому освидетельствованию граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств для учреждений частной системы здравоохранения, то такое постановление, как ограничивающее права юридического лица, то есть ограничивающее правоспособность юридического лица, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.
Оспариваемое постановление проверялось судом в порядке абстрактного нормоконтроля, что не связано с установлением в данном случае каких-либо фактических обстоятельств, в том числе и неправомерной выдаче справок медицинского освидетельствования гражданам заявителями.
Вывод о незаконности оспариваемого нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм, на основе норм федерального законодательства.
При несогласии администрации Липецкой области с конкретными действиями заявителей по лицензионной деятельности, на что администрация указывает в отзыве, соответствующий компетентный орган вправе проверить деятельность заявителей в рамках спора о прекращении действия лицензии, как это предусмотрено ст. ст. 19, 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Несостоятельно и утверждение представителей администрации Липецкой области о том, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование в опережающем порядке, если отсутствует правовое регулирование на федеральном уровне.
Действительно ст. 72 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения допускает собственное правовое регулирование для субъекта Российской Федерации, но такое регулирование не должно противоречить федеральному законодательству.
Анализ норм, содержащихся в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ /в ред. от 02.07 2013 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" /далее ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011/ позволяет сделать вывод, что вопрос о медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств медицинскими учреждениями всех форм собственности урегулирован на федеральном уровне, а следовательно, постановление администрации Липецкой области этому федеральному регулированию не должно противоречить.
Так, в силу ст. 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся, в том числе:
10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;
11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями;
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в частности, относятся:
14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;
В соответствии со ст. 29 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Муниципальную систему здравоохранения составляют:
1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Этим же Законом /статья 65/ предусмотрено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Видами медицинского освидетельствования являются:
1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
2) психиатрическое освидетельствование;
3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 года № 3185-1 /в ред. от 21.11.2011 г./ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 55 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ /в ред. от 30.12.2012 г./ "О наркотических средствах и психотропных веществах" диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Таким образом, из смысла и содержания федеральных законов следует, что медицинское освидетельствование граждан, в том числе и для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств, на уровне Российской Федерации могут проводить все медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющие лицензию на эту деятельность, в связи чем законодатель субъекта Российской Федерации, при правовом регулировании по вопросам совместного ведения, не вправе был исключить из этой сферы частную систему здравоохранения.
Суд не может согласиться и с доводом представителей администрации Липецкой области о том, что оспариваемое постановление не затрагивает прав заявителей.
Из материалов дела усматривается, что все заявители в соответствии с уставами занимаются медицинской деятельностью /л.д. 15 - 21; 47 - 88; 113 - 121 т. 1; л.д. 15 - 19; 45 - 48; 71 - 88 т. 2/. Все они имеют лицензии на медицинскую деятельность: ООО "М3" от 25.10.2012 г. № ЛО-48-01-000751 /л.д. 22 - 23 т. 1/; ООО "М2" от 14 декабря 2012 года № ЛО-48-01-000770 /л.д. 89 - 90 т. 1/; ООО "К" от 25 мая 2009 года № ЛО-48-01-000206 /л.д. 122 - 123 т. 1/; ООО "М1" от 24 февраля 2012 г. № ЛО-48-01-000647 /л.д. 20 - 22 т. 2/; ООО "Л2" от 04 мая 2012 года № ЛО-48-01-000689 /л.д. 49 - 50 т. 2/; ООО "Л1" от 18 июня 2012 года № ЛО-48-01-000706 /л.д. 89 - 91 т. 2/, в которой предусмотрено оказание помощи по психиатрии, психиатрии-наркологии, экспертизе на право владения оружием. Действие указанных лицензий не прекращено, что представители администрации Липецкой области не оспаривали.
Ссылка заинтересованного лица на постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 "О лицензировании медицинской деятельности /за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С"/ несостоятельна, поскольку указанное постановление не прекращает действие ранее полученных лицензий, а требует лишь их переоформления по истечении срока их действия. Именно это и было разъяснено в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 20 мая 2013 года № 16и-490/13 "О соблюдении законодательства при лицензировании медицинской деятельности", в котором прямо указано: в соответствии с частью 4 статьи 22 Закона предоставленные до дня вступления в силу Закона лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Более того, 01 июля 2013 года ООО "Л1" получило новую лицензию № ЛО-48-01 000925 на осуществление медицинской деятельности, в том числе, и на медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.
То есть в любом случае оспариваемое постановление затрагивает права заявителей.
Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что постановление администрации Липецкой области от 07 июня 2013 года противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, суд считает необходимым удовлетворить требования заявителей и признать это постановление недействующим.
Коль скоро, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с 01 июля 2013 года, то есть до вынесения решения суда применялся, суд считает возможным признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Липецкой области № 265 от 07 июня 2013 года "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области".
Решение может быть обжаловано сторонами, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья
Н.В.ФОМИНА
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2013 года.
Председательствующий, судья
Н.В.ФОМИНА
------------------------------------------------------------------