Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2013 по делу N А36-2042/2013 <Требование об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, удовлетворено, поскольку представителями административного органа не представлено доказательств, подтверждающих необходимость представления указанных в запросе сведений в установленный срок, в связи с чем деяние признано судом малозначительным>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу № А36-2042/2013

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2013 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой Я.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Липка" (г. Липецк, ул. Студеновская, 124а, ОГРН 1064823052271, ИНН 4825045730)
к управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (г. Липецк, пл. Плеханова, 1)
о признании незаконным и отмене постановления управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области № 56/2013-К от 23.04.2013 г. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за правонарушение, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель Измалков А.В., доверенность от 23.07.2013 г.,
от административного органа: консультант отдела правового обеспечения в социальной сфере правового управления администрации Липецкой области Филипповских О.И., доверенность от 03.09.2012 г., консультант отдела контроля и административной практики управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Бураков И.А., доверенность от 22.04.2013 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Липка" (далее - ООО "Липка") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 56/2013-К от 23.04.2013 г. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за правонарушение, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 14.05.2013 г. дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Соответствующая информация в установленные сроки была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением от 08.07.2013 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
В предварительном судебном заседании суд с согласия сторон в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению спора по существу.
В ходе производства по делу от Управления поступил отзыв на заявление и дополнительные пояснения, в которых заинтересованное лицо ссылается на правомерность оспариваемого постановления и назначение ООО "Липка" административного штрафа в минимальном размере.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Липка" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.05.2006 г., о чем в едином государственном реестре юридических лиц внесена запись № 1064823052271 (л.д. 36). Основным видом экономической деятельности общества является розничная торговля в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 52.1).
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области 25.01.2013 г. направило в адрес руководителей оптовых организаций и розничных предприятий, осуществляющих реализацию продуктов детского питания "Запрос о предоставлении материалов по детскому питанию" № 289 (л.д. 15). Факт получения запроса не оспаривался заявителем в ходе рассмотрения дела, а также подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтовой корреспонденции 01.02.2013 г.
В названном запросе обществу предлагалось представить: заверенную копию приказа об учетной политике оптовой организации или розничного предприятия; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности оптовой организации или розничного предприятия с выделением доходов и расходов по планируемым видам деятельности, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2012 г.; данные за 2012 г. и прогноз на 2013 г. по представленной таблице с показателями по товарообороту, доходу от реализации детского питания, издержкам обращения, прибыли от реализации, в том числе детского питания, сведениям о численности и среднемесячной заработной плате; информацию, обосновывающую затраты по статьям расходов; отчет о распределении полученной прибыли за 2012 г.; расчет необходимой прибыли на 2013 г.; средний размер надбавки по реализации детского питания на 2012 г.
Перечисленные сведения должны были быть представлены в Управление в срок до 01.04.2013 г. (л.д. 15).
ООО "Липка" 10.04.2013 г. были представлены копия приказа об учетной политике на 2013 год, копия бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г., данные за 2012 г. и прогноз на 2013 г. по показателям, приведенным в предложенной Управлением таблице, а также сведения о распределении полученной прибыли за 2012 г. и средний размер надбавки по реализации детского питания за 2012 г.
Управлением 10.04.2013 г. по адресу официального места нахождения ООО "Липка" Управлением была направлена телеграмма о необходимости явки 17.04.203 г. в 10 час. 00 мин. в Управление для составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, заказным письмом с уведомлением также было направление извещение с указанием места и времени составления протокола, которое было получено 16.04.2013 г.
При составлении протокола присутствовал уполномоченный доверенностью от 16.04.2013 г. представитель общества - Измалков А.В. Обществом были представлены пояснения от 17.04.2013 г. № 277, из которых следует, что непредставление документов в установленный Управлением срок было вызвано тем, что бухгалтерская отчетность юридического лица была утверждена только 01.04.2013 г., а подготовить и представить иные сведения и документы возможно только на основании данных утвержденного бухгалтерского баланса. Кроме того, ООО "Липка" указало, что отчет о распределении прибыли за 2012 г. был утвержден участником общества 09.04.2013 г. При таких обстоятельствах общество полагало, что в его действиях отсутствует признак вины, а в силу положений статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "Липка" может быть освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
17.04.2013 г. Управлением в адрес заявителя были направлены телеграмма и заказное письмо с уведомлением о вручении с указанием места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (23.04.2013 г. в 15 час. 00 мин.). Телеграмма была вручена уполномоченному доверенностью представителю общества - 18.04.2013 г. Извещение, направленное по почте, вручено - 26.04.2013 г. Кроме того, с текстом названного определения был ознакомлен, участвовавший в составлении протокола об административном правонарушении представитель ООО "Липка" Измалков А.В.
23.04.2013 г. заместителем начальника Управления Ждановой Л.П. было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 56/2013-К в размере 50000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 56/2013-К от 23.04.2013 г. представители ООО "Липка" не присутствовали.
ООО "Липка", полагая постановление незаконным и принятым без учета фактических обстоятельств, в соответствии со статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия заместителя руководителя Ждановой Л.П. на вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положении об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, утвержденном распоряжением администрации Липецкой области от 09.07.2010 г. № 239-р, как органа, осуществляющего функции государственного регулирования цен (тарифов, надбавок и тому подобное).
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при производстве по делу об административном правонарушении соблюден предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения общества к административной ответственности, в том числе порядок извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пунктам 2.31 (подп. 3) и 2.32. Положения об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 09.07.2010 г. № 239-р (далее - Положение от 209.07.2010 г. № 239-р), Управление устанавливает торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) и осуществляет мониторинг и анализ ценообразования в производственной сфере экономики, а также на социально значимую группу товаров. В целях реализации названных полномочий Управление имеет право запрашивать и получать от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, в отношении которой предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок), сведения и информацию, необходимые для осуществления данной функции.
В части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе и торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
В силу пункта 5 названного постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

На территории Липецкой области функция по установлению торговых надбавок к ценам на продукты детского питания возложена на управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (2.31 Положение от 209.07.2010 г. № 239-р).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что заявителем не оспаривается предоставление Управлению запрашиваемых сведений с нарушением срока, установленного в запросе от 25.01.2013 г. Вместе с тем, общество ссылается на наличие объективных причин невозможности представить запрашиваемые сведения до 01.04.2013 г.
Перечень документов, необходимых для установления торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, установлен в приложении № 3 к Административному регламенту исполнения государственной функции по установлению торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), утвержденному приказом Управления № 86 от 25.05.2012 г. (далее - Административный регламент). При этом названный документ не содержит указания на сроки как истребования информации, если государственная функция исполняется по инициативе Управления, так и на сроки предоставления сведений хозяйствующими субъектами.
В запросе Управления содержится требование о предоставления юридическим лицом заверенной копии приказа об учетной политике организации.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. При этом экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Поскольку ООО "Липка" не обосновало и не представило доказательств невозможности представления в срок до 01.04.2013 г. надлежащим образом заверенной копии приказа об учетной политики организации (в том числе необходимости внесения в учетную политику организации изменений), то суд приходит к выводу, что общество имело возможность исполнить данное требование Управления в указанный срок.
Иные запрашиваемые Управлением сведения относятся к бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта.
Согласно положениям пунктов 1, 8 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений, и считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (п. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
В силу положений статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиков возлагается обязанность по представлению в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Таким образом, ООО "Липка" должно было представить годовую бухгалтерскую отчетность в любую дату после 31.12.2012 г., но не позднее 01.04.2013 г. (31.03.2013 г. являлось выходным днем).
Как видно из материалов дела, заявителем бухгалтерская отчетность была представлена в налоговый орган 01.04.2013 г. Доказательств невозможности составить ее ранее 01.04.2013 г. ООО "Липка" не представило.
Как уже указывалось, бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта, а не после ее утверждения участником общества (ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Доводы общества о невозможности представить Управлению сведения о распределении полученной прибыли за отчетный период, поскольку они были утверждены участником общества только 09.04.2013 г., также не могут свидетельствовать о наличии у общества надлежащей степени заботливости и осмотрительности по следующим основаниям.
В силу положений статьи 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов и принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества относится к компетенции общего собрания участников общества. При этом согласно пункту 2 статьи 34 названного Закона уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Аналогичное требование установлено в пункте 7.3.2. устава ООО "Липка" (л.д. 30). Требования о представлении бухгалтерской отчетности в налоговый орган только после ее утверждения участником общества устав общества не содержит.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 29.04.2013 г., общество имеет одного участника, зарегистрированного по постоянному месту проживания в г. Липецке.
Объективных доказательств невозможности утвердить бухгалтерскую отчетность и отчет о распределении полученной прибыли ранее 01.04.2013 г. и 09.04.2013 г., при условии их составления до 01.04.2013 г., из материалов дела не усматривается.
Как установлено судом, требование административного органа о предоставлении информации было получено обществом 01.02.2013 г. Таким образом, при наличии должной заботливости и осмотрительности заявитель имел возможность исполнить требование Управления в установленный в запросе срок.
Из материалов дела не усматривается, что заявитель в связи с невозможностью представить названные в запросе № 289 от 25.01.2013 г. документы просил продлить срок для их предоставления.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, суд считает доказанным состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Примененная в ООО "Липка" мера ответственности соответствует минимальному размеру административного штрафа, установленного частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако в ходе рассмотрения дела представители административного органа не пояснили и не представили доказательства необходимости представления указанных в запросе № 289 от 15.01.2013 г. сведений до 01.04.2013 г. Из материалов дела не видно, каким именно образом информация, названная в запросе № 289 от 15.01.2013 г., была использована Управлением при исполнении своих функций по установлению торговых надбавок на продукты детского питания или иных полномочий, возложенных на административный орган Административным регламентом.
При таких обстоятельствах с учетом представления заявителем в Управление запрашиваемых документов в части бухгалтерской отчетности - 10.04.2013 г., то есть через незначительный промежуток времени (7 рабочих дней после установленного в запросе срока), отсутствия законодательного регулирования срока представления информации, взаимосвязи истребуемых сведений с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью юридического лица и сроками ее представления, отсутствия доказательств невозможности проведения анализа размеров оптовых и розничных надбавок, действующих в Липецкой области и их влияния на результаты финансово-экономического состояния предприятий, осуществляющих реализацию продуктов детского питания, суд считает возможным применить положения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и классифицировать совершенное ООО "Липка" правонарушение как малозначительное.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2006 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 11.03.1998 г. № 8-П, 12.05.1998 г. № 14-П, 15.07.1999 г. № 11-П, определении от 01.04.1999 г. № 29-О, вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства распространяются и на штрафные санкции.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. При этом административные санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих факт того, что в данном случае выразилась высокая степень общественной опасности совершенного обществом деяния в деле не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд полагает, что требование ООО "Липка" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 56/2013-К от 23.04.2013 г. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 23.04.2013 г. № 56/2013-К о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Липка" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
Л.С.ТОНКИХ


------------------------------------------------------------------