Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.08.2013 по делу N А36-2511/2013 <Заявление о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворено, поскольку осуществляя деятельность по перевозке пассажиров, индивидуальным предпринимателем не были приняты все меры по соблюдению лицензионных требований>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. по делу № А36-2511/2013

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Агееву Юрию Николаевичу (г. Елец Липецкой области, ОГРНИП <...>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, УГАДН по Липецкой области, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Агеева Юрия Николаевича (далее - предприниматель Агеев Ю.Н.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 10.06.2013 г. дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Соответствующая информация в установленные сроки была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
О начале судебного процесса участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями № № 39800053609395 и 39800053609401.
Документов, касающихся предмета спора, от участвующих в деле лиц не поступило.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Агеев Юрий Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.02.2002 г. администрацией г. Ельца Липецкой области, о чем 11.03.2004 г. в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сделана запись за основным государственным регистрационным номером <...>.
Управлением государственного автодорожного надзора по Липецкой области предпринимателю Агееву Ю.Н. 06.04.2007 г. была выдана бессрочная лицензия ж № <...>, разрешающая осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Как следует из материалов дела, 22, 31.05.2013 г. на основании приказа начальника УГАДН по Липецкой области № 417/05/13 от 08.05.2013 г. государственным инспектором Лаврухиным А.И. в отношении предпринимателя Агеева Ю.Н. была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (л.д. 8 - 9, 12 - 14).
По результатам проверки был составлен акт проверки № 417/05/13 от 22.05.2013 г., в котором зафиксированы нарушения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 12 - 14), а именно:
1) допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей;
2) отсутствуют графики работы (сменности) водителей с учетом обязательных норм и особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей на май и июнь 2013 г.;
3) допускается нарушение порядка заполнения путевых листов;
4) допускается осуществление перевозок пассажиров без согласованного с администрацией г. Ельца расписания движения и без заключения с администрацией г. Ельца договоров на осуществление перевозок пассажиров.
Вместе с тем основаниями для составления протокола об административной ответственности № 000087 от 31.05.2013 г. послужили только нарушения режима труда и отдыха водителей и осуществление перевозок без согласования расписания движения с администрацией г. Ельца.
В связи с выявленными нарушениями УГАДН по Липецкой области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Агеева Ю.Н. к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу пункта 11 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункту 25 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 года № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Как видно из представленных путевых листов, ежедневная продолжительность рабочего времени водителей Дворецкого А.А., Трубицына В.К., Свешникова О.А. и Зайцева В.А. составила более 16 часов в период с 01.05.2013 г. по 20.05.2013 г.
Междусменный отдых водителей Иванникова С.А., Таравкова С.Н., Авдеева В.И., Харькова Ю.А. составил менее 12 часов (л.д. 17 - 53).
Данные правонарушения предпринимателем Агеевым Ю.Н. не оспаривались.
Пункт 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 (утратившего силу с 02.07.2013 г.), предусматривает, что владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования (п. 2 ст. 19 Устава автомобильного транспорта).
В силу пункта 3 названной статьи регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров (п. 4 ст. 19 Устава автомобильного транспорта).
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров (п. 5 ст. 19 Устава автомобильного транспорта).
Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства и содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта (п. п. 4, 5 постановления Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом").
На территории Липецкой области отношения по организации транспортного обслуживания регулируются Законом Липецкой области от 22.12.2004 г. № 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области".
В силу статьи 7 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в управлении пассажирским транспортом общего пользования в том числе отнесено согласование расписания движения транспортных средств по регулярным маршрутам автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта общего пользования. При этом на каждый регулярный маршрут составляется и утверждается паспорт маршрута. Паспорт маршрута подлежит регистрации в реестре маршрутов. Движение транспортных средств на регулярных маршрутах осуществляется по согласованному расписанию. Порядок составления и ведения расписания разрабатывается и утверждается исполнительным органом государственной власти области в сфере транспорта, органами местного самоуправления в пределах компетенции (п. 7 ст. 4 Закона Липецкой области от 22.12.2004 г. № 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области").
В соответствии с требованиями статьи 8 Законом Липецкой области от 22.12.2004 г. № 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области" перевозчик при осуществлении перевозок автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования обязан выполнять согласованное с исполнительным органом государственной власти области в сфере транспорта или органом местного самоуправления расписание движения транспортных средств на каждый регулярный маршрут.
Из представленной маршрутной карточки видно, что на ней отсутствуют отметки о согласовании уполномоченным представителем администрации г. Ельца расписания движения автобуса по маршруту № 001 (л.д. 13), что является нарушением подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании.
Факт совершения данного правонарушения предпринимателем Агеевым Ю.Н. не оспаривался. Более того, согласно объяснениям предпринимателя, изложенным в протоколе № 000087 от 31.05.2013 г. с перечисленным в нем нарушениями Агеев Ю.Н. согласен.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина предпринимателя Агеева Ю.Н. в совершении вмененного административного правонарушения заключается в том, что, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров, им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований при наличии такой возможности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.04.2001 г. № 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Применительно к установленным обстоятельствам дела, доказательств, опровергающих доводы заявителя и свидетельствующих о соблюдении лицензионных требований, предпринимателем арбитражному суду не представлены.
В соответствии со статьей 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.
Вместе с тем, доказательств осуществления предпринимателем мер, предпринимаемых в целях соблюдения вышеуказанных требований, наличия объективных причин невозможности их исполнения, в ходе судебного разбирательства представлено не было, в связи с чем арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины предпринимателя Агеева Ю.Н. в совершении вмененного административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает, что выявленные административным органом нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий в указанной судом части образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, исходя из характера и количества выявленных нарушений лицензионных требований и условий, образующих событие административного правонарушения, учитывая, что оно посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для оценки совершенного предпринимателем Агеевым Ю.Н. правонарушения в качестве малозначительного.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражным судом установлено, что содержание протокола об административном правонарушении от 31.05.2013 г. № 000087 соответствует требованиям части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.
Протокол от 31.05..2013 г. составлен непосредственно в присутствии предпринимателя Агеева Ю.Н.
На момент рассмотрения дела арбитражным судом срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требование УГАДН по Липецкой области о привлечении индивидуального предпринимателя Агеева Ю.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению.
При назначении административного наказания арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает во внимание, что ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения в течение года предприниматель не привлекался. Каких-либо возражений относительно вменяемого ему правонарушения ни при проведении проверки и составлении протокола, ни в ходе рассмотрения настоящего дела предприниматель не заявил.
Вместе с тем, исходя из того, что выявленные нарушения лицензионных требований и условий носят множественный характер, и возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется (ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При названных обстоятельствах суд считает необходимым назначить предпринимателю Агееву Ю.Н. наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб., исходя из установленного размера штрафных санкций, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь индивидуального предпринимателя Агеева Юрия Николаевича (<...>, зарегистрированного по адресу: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>), к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен индивидуальным предпринимателем Агеевым Юрием Николаевичем не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Липецкой области (УГАДН по Липецкой области),
ИНН: 4824000013
КПП: 482401001
Расчетный счет: 40101810200000010006
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России
БИК банка: 044206001
КБК: 10611690040046000140
ОКАТО: 42401000000
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок направить решение суда для принудительного исполнения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
Л.С.ТОНКИХ


------------------------------------------------------------------