Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2013 по делу N А36-2094/2013 <Заявление об отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, удовлетворено, поскольку административным органом не представлено доказательств, подтверждающих вывод о поддельности квитанции о приеме декларации, в том числе доказательств вмешательства истца в работу программного обеспечения с целью формирования квитанции о приеме декларации>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу № А36-2094/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днеприковой М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Технострой-Л" (г. Липецк, ул. Краснозаводская, 2м, ОГРН 1034800165883, ИНН 4824027495)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о признании незаконным постановления № 03-13/101-2ю от 20.03.2013 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Тюльков В.Н. - доверенность от 13.05.2013 г. (л.д. 57), Кабанов И.А. - доверенность от 08.05.2013 г.,
от заинтересованного лица: не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Технострой-Л" (далее - ООО "Технострой-Л", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - Управление, административный орган) № 03-13/101-2ю от 20.03.2013 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за уклонение от подачи декларации за 4 квартал 2012 г.
Определением от 17.05.2013 г. дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Соответствующая информация в установленные сроки была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
О начале судебного процесса участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями, распечаткой с сайта ФГУП "Почта России" о вручении 05.06.2013 г. Управлению определения суда от 17.05.2013 г. Определением от 12.07.2013 г. арбитражный суд перешел к рассмотрению данного дела по общим правилам административного судопроизводства.
Как видно из материалов дела, заявитель, ссылаясь на квитанцию № 949409 от 13.01.2013 г., утверждает, что декларация об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции была им представлена в уполномоченный орган 13.01.2013 г. Вместе с тем согласно оспариваемому постановлению представленная квитанция не соответствовала установленным требованиям по формату, а значит не может подтверждать, что декларация подана. Более того, административный орган оспаривает подлинность квитанции № 949409 от 13.01.2013 г.
В ходе судебного заседания представители ООО "Технострой-Л" поддержали изложенные в заявлении доводы.
Отзывом от 01.07.2013 г. административный орган настаивал на установлении им факта непредставления заявителем декларации.
Изучив материалы дела и выслушав представителей заявителя, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Технострой-Л" зарегистрировано в качестве юридического лица 07.03.2003 г., о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1034800165883 (л.д. 48, т. 1). Как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц № 781 от 15.04.2013 г., названному обществу выдано три лицензии со сроком окончания их действия 22.05.2017 г. на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (л.д. 49, т. 1). Данное обстоятельство административным органом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Административным органом 28.02.2013 г. в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении № 05-03/101-1, из которого следует, что ООО "Технострой-Л" в нарушение требований Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в срок до 20.01.2013 г. не представило уполномоченному органу декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (по форме приложения № 8; далее - декларация) за 4 квартал 2012 г. по лицензии серии А № 604854 от 15.11.2012 г. (л.д. 17 - 20, т. 1). Из данного протокола видно, что рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 06.03.2013 г. Копия протокола была вручена 28.02.2013 г. представителю ООО "Технострой-Л" Тюлькову В.Н.
Из объяснений руководителя ООО "Технострой-Л" от 06.03.2013 г. следует, что поименованная в протоколе об административном правонарушении № 05-03/101-1 от 28.02.2013 г. декларация была представлена в уполномоченный орган в электронном виде 13.01.2013 г., при этом заявитель ссылается на квитанцию о приеме декларации № 949409 от 13.01.2013 г. (л.д. 21 - 22, т. 1).
Определением от 06.03.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 20.03.2012 г. О дате и месте рассмотрения дела был извещен Тюльков В.Н., что подтверждается отметкой на определении (л.д. 82 (на обороте) - 83, т. 1).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Управление 06.03.2013 г. направляло запрос № у1-2903/05 в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка о предоставлении информации в отношении факта направления (ненаправления) в электронном виде декларации за 4 квартал 2012 г., подтвержденного квитанцией о приеме декларации № 949409 от 13.01.2013 г. (л.д. 94, т. 1).
В ответ на данный запрос электронным письмом от 06.03.2013 г. было дано предварительное заключение о поддельности указанной квитанции (л.д. 95 на обороте, т. 1).
Заместителем руководителя Управления Парнициной Н.А. 20.03.2013 г. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 03-13/101-2ю о привлечении ООО "Технострой-Л" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д. 97 - 99, т. 1). Из представленного Управлением реестра почтовых отправлений усматривается, что названное постановление было направлено в адрес заявителя 29.03.2013 г., номер почтового идентификатора - 12302260060172 (л.д. 65, т. 2).
Административным органом также представлен ответ № 5642/12-03 от 21.03.2013 г. на запрос № у1-2903/05 от 06.03.2013 г., в котором Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка сделан вывод о том, что имя файла декларации, указанное в квитанции № 949409 от 13.01.2013 г., не предусмотрено форматом предоставления данных, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования № 237 от 28.08.2012 г., и не могло быть принято к рассмотрению административным органом (л.д. 100 на обороте - 101, т. 1).
Из ответа ОСП Липецкий почтамт УФПС Липецкой области - филиала ФГУП "Почта России" № 34.15.8.3-10/1117-Т усматривается, что заказное письмо, которому присвоен почтовый идентификатор 12302260060172, вручено ООО "Технострой-Л" 22.04.2013 г. Представленная суду копия извещения № 2226 подтверждает вручение 22.04.2013 г. заказного письма, адресованного ООО "Пальмира". Однако указанный в этом извещении штрих-код совпадает с реестром почтовых отправлений, представленным Управлением и подтверждающим направление постановления от 20.03.2013 г. в адрес ООО "Технострой-Л". В связи с этим суд считает 22.04.2013 г. - датой получения обществом постановления от 20.03.2013 г. Доказательств вручения заявителю названного почтового отправления или постановления от 20.03.2013 г. в иную дату Управлением не представлено.
ООО "Технострой-Л", полагая постановление незаконным и принятым без учета фактических обстоятельств, в соответствии со статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В силу постановления Правительства РФ № 1048 от 15.10.2012 г. "О переносе выходных дней в 2013 году" и статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации выходными днями в мае 2013 г. являлись с 01.05.2013 г. по 05.05.2013 г. включительно и с 09.05.2013 г. по 12.05.2013 г. включительно.
Таким образом, последним днем срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении № 03-13/101-2ю, является 13.05.2013 г. Поскольку заявление ООО "Технострой-Л" об оспаривании названного постановления поступило в Арбитражный суд Липецкой области 13.05.2013 г., то не имеется оснований считать пропущенным срок для оспаривания данного постановления. В связи с этим, заявленное требование ООО "Технострой-Л" рассматривается по существу.
Полномочия заместителя руководителя Парнициной Н.А. на вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при производстве по делу об административном правонарушении соблюден предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения общества к административной ответственности, в том числе порядок извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Как следует из пункта 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 "Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. № 815 (далее - Правила), декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 16 Правил).
Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме (п. 18 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Привлекая ООО "Технострой-Л" к административной ответственности, Управление сослалось на то, что в базе данных деклараций "Автоматизированная информационная система формирования и ведения электронных паспортов организаций" отсутствуют сведения о поступлении декларации заявителя за 4 квартал 2012 г., а представленная квитанция № 949409 от 13.01.2013 г. не соответствует формату представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.08.2012 г. № 237. В квитанции о приеме декларации, в графе "Наименование поданного файла", имя файла обмена должен иметь следующий вид: R_O_Z_ddmmgggg_N.xml, где R-двухзначный префикс, принимает значение N1, а в представленной ООО "ТЕХНОСТРОЙ-Л" ИНН 4824027495, квитанции о приеме декларации № 949409 от 13.01.2013 г. в графе "Наименование поданного файла" R-двухзначный префикс, следует со значением D8.
Как видно из квитанции № 949409 от 13.01.2013 г. о приеме декларации, наименование поданного файла обозначено как: "D8_4824027495_002_12012013_D213E2F8-11CB-4486-B250-306AAF04EDF2.XML".
Порядок представления деклараций в электронном виде регламентирован приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 г. № 52н "Об утверждении порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ).
В силу пункта 5 Приказа при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация соблюдает следующий порядок электронного документооборота:
После подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования.
В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).
При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации.
В материалах дела имеется квитанция № 949409 от 13.01.2013 г. о приеме декларации за 4 квартал 2012 г. Следовательно, формат представленной заявителем декларации соответствовал формулам форматно-логического контроля, предусмотренным программным комплексом Росалкогольрегулирования.
В силу пункта 2 Приказа участниками информационного обмена при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи являются организации и Росалкогольрегулирование. Формат представления деклараций в электронной форме утвержден приказом Росалкогольрегулирования № 237 от 28.08.2012 г. "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей". Таким образом, лицом, ответственным за корректность работы программного обеспечения, разработанного для целей передачи деклараций об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный орган, является непосредственно Росалкогольрегулирование.
В ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности и при рассмотрении дела в суде административным органом не представлено доказательств, подтверждающих вывод о поддельности, в том числе доказательств вмешательства ООО "Технострой-Л" в работу названного программного обеспечения с целью формирования квитанции о приеме декларации. Управление при рассмотрении дела ходатайства о назначении соответствующей экспертизы не заявило. Скриншот базы деклараций за 13.01.2013 г., подтверждающий поступление деклараций в указанную дату, Управлением не представлен.
Учитывая изложенное, суд считает недоказанным факт непредставления заявителем декларации за 4 квартал 2012 г., а утверждение Управления о поддельности квитанции № 949409 от 13.01.2013 г. необоснованным. Кроме того, суд принимает во внимание, что в иных квитанциях, представленных заявителем от 08.08.2013 г., в графе "Наименование поданного файла" R-двухзначный префикс аналогично следует с иным значением и не формируется как N1.
При таких обстоятельствах административных орган не доказал наличия в действиях ООО "Технострой-Л" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а значит требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 03-13/101-2ю от 20.03.2013 г. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление № 03-13/101-2ю от 20.03.2013 г., Признать недействительным по Центральному федеральному округу о привлечении ООО "Технострой-Л" (ИНН 4824027495) к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Липецкой области в течение десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже.

Судья
Л.С.ТОНКИХ


------------------------------------------------------------------