Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.09.2013 по делу N А36-783/2013 <В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в уклонении от изъятия здания научно-лабораторного комплекса , и об обязании осуществить изъятие отказано, поскольку интересы заявителя не нарушены, так как заявитель имеет право списать объект незавершенного строительства с баланса; в удовлетворении требования о признании незаконным решения о сносе данного здания отказано, поскольку срок на обращение с указанным заявлением пропущен и восстановлению не подлежит>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу № А36-783/2013
Резолютивная часть решения оглашена "20" сентября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен "27" сентября 2013 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Наземниковой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдиной Ю.И., после перерыва помощником судьи Казариной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской академии сельскохозяйственных наук
к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области
о признании незаконным бездействие, а также о признании решения от 13.11.2012 г. № 3133 недействительным,
с привлечением к участию в деле третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО "Домостроительный комбинат",
при участии в открытом судебном заседании:
от заявителя: Кувалдин А.В. - представитель (доверенность от 19.06.2012 г.)
от заинтересованного лица: Быкалова И.П. - консультант правового управления (доверенность <...>),
от третьего лица: Береснев И.А. - представитель (доверенность <...>),
установил:
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской академии сельскохозяйственных наук обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области и управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выразившееся в уклонении от изъятия здания научно-лабораторного комплекса (незавершенное строительство), расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, 3; об обязании управления имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществить изъятие здания научно-лабораторного комплекса (незавершенное строительство), расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, 3.
Определением суда от 15.04.2013 г. производство по делу в части требований Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской академии сельскохозяйственных наук в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области прекращено, в связи с отказом заявителем от требований.
Заявлением от 16.09.2013 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя (см. л.д. 66 т. 3).
В судебном заседании 16.09.2013 г. объявлен перерыв, судебное заседание продолжено 20.09.2013 г.
Заявитель настаивает на удовлетворении в части требований к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области заявитель, ссылаясь на нормы ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и нормы ст. ст. 15 и 16 ФЗ от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", настаивает.
Представитель управления имущественных и земельных отношений Липецкой области считает требования не обоснованными, поскольку из документов, приложенных к протоколу заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31.10.2010 г. № 17, не следует, что у заявителя имеется право оперативного управления на объект незавершенного строительства научно-лабораторный комплекс, сведений о праве оперативного управления выписка из ЕГРП не содержала. Кроме того, заявителем пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представителем Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской академии сельскохозяйственных наук заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Ходатайство мотивировано тем, что заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов 22.11.2012 г. из письма управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № 12734-01, в котором сообщило о принятом решении от 13.11.2012 г. о сносе научно-лабораторного корпуса. Исковое заявление направлено в арбитражный суд почтой 22.02.2013 г., что подтверждается штампом почтового отделения связи (см. л.д. 70 т. 1).
Таким образом, установленный законом трехмесячный срок обращения в суд заявителем по данному требованию не нарушен.
Определением арбитражного суда от 12.08.2013 г. дела № А36-3370/2013 и № А36-783/2013 объединены в одно производства для совместного рассмотрения.
Таким образом, в настоящем судебном заседании рассматриваются требования Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской академии сельскохозяйственных наук о признании незаконным бездействие управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выразившееся в уклонении от изъятия здания научно-лабораторного комплекса (незавершенное строительство), расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, 3; об обязании управления имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществить изъятие здания научно-лабораторного комплекса (незавершенное строительство), расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, 3; о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13.11.2012 г. № 3133 "О сносе научно-лабораторного комплекса в Правобережном округе г. Липецка".
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, на балансе заявителя - ГНУ ВНИИ рапса числится объект недвижимости - научно-лабораторный комплекс (незавершенное строительство), закрепленный за научным учреждением на праве оперативного управления, номер в реестре федерального имущества - П12490000130/141207 (см. л.д. 46 т. 1).
Объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером 48:20:028407:3, площадью 160323 кв. м., расположенным по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, 3, закрепленным за ГНУ ВНИИ рапса на праве постоянного (бессрочного) пользования № 144 от 09.04.2001 г. (см. л.д. 58 т. 1). Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 48:20:028407:3 зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 48 АВ № 940417 (см. л.д. 62 т. 1).
Право собственности на научно-лабораторный комплекс, назначение: нежилое. Площадь застройки 718,8 кв. м., готовность 11%. Литер: А, под П. Этажность: 3. Подземная этажность: 1. Адрес: г. Липецк, ул. Опытная, д. 3 зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 48 АВ № 940707 (см. л.д. 63 т. 1).
Протоколом заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31.05.2010 г. № 17 признано целесообразным осуществить "передачу органам государственной власти Липецкой области осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком площадью 160323 кв. м. (кадастровый номер 48:20:028407:3) из земель населенных пунктов, находящимся в федеральной собственности, расположенным по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Опытная, дом 3, и расположенным на нем объектом незавершенного строительства, находящимся в федеральной собственности, указанным в приложении № 4, раздел 1, в целях строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного и на срок, предусмотренный ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" (см. л.д. 47 - 52 т. 1).
11.10.2011 г. управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области был проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (кадастровый номер 48:20:028407:3, площадью 160323 кв. м.), расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, д. 3, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (см. л.д. 60 т. 1).
Заявитель письмом от 24.10.2012 г. № 304 обратилось к ответчику с просьбой о принятии решения по распоряжению объектом незавершенного строительства - зданием научно-лабораторного комплекса, находящегося по адресу: г. Липецк, ул. Опытная, д. 3 (см. л.д. 40 - 41 т. 1).
УИЗО в ответе от 22.11.2012 г. за № 12734-01 сообщило, поскольку право оперативного управления учреждения на объект незавершенного строительства (научно-лабораторный комплекс) не зарегистрировано, прекратить его в установленном законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке невозможно. Управлением принято решение от 13.11.2012 г. № 3133 о сносе указанного объекта. После его исполнения и проведения соответствующего обследования органами технической инвентаризации необходимые документы будут направлены в УФРС по Липецкой области для регистрации прекращения права собственности Российской Федерации (см. л.д. 47 т. 1).
Спорный объект незавершенного строительства находится на балансе заявителя, балансовая стоимость научно-лабораторного комплекса (незавершенное строительство) по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 6300171 руб., что подтверждается справкой ГНУ ВНИИ рапса от 20.02.2013 г., ГНУ ВНИИ рапса обратилось с требованием о признании незаконным бездействия управления по имущественным и земельным отношениям Липецкой области, выразившееся в уклонении от изъятия незавершенного строительства, поскольку заявитель считает, что его права и интересы нарушаются ввиду невозможности произвести списание объекта незавершенного строительства с баланса.
Пунктом 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или нормативно-правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у государственных академий наук, относятся к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3 раздела II Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" имущество Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, иного имущества.
Формирование имущества фонда осуществляется на основании указанных в пункте 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона межведомственного коллегиального органа, за исключением предназначенных для обеспечения деятельности Фонда земельных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 11 этого же Федерального закона при подготовке перечней земельных участков для жилищного строительства в них могут быть включены земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и из которых могут быть образованы земельные участки, в том числе закрепленные за государственными академиями наук и (или) подведомственными им организациями.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" межведомственный коллегиальный орган принимает решение о целесообразности передачи земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для формирования имущества фонда в целях, предусмотренных названным Федеральным законом, а также устанавливает основания и условия принятия соответствующих решений, в том числе дает поручение полномочному федеральному органу исполнительной власти принять необходимое решение.
Решение Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31.05.2010 № 17, предусмотренное частью 1 названной статьи, оформляется протоколом и является обязательным для органов государственной власти и организаций (см. л.д. 47 - 52 т. 1). Данным протоколом признано целесообразным передать органам государственной власти Липецкой области осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком площадью 160323 кв. м. (кадастровый номер 48:20:028407:3) из земель населенных пунктов, находящихся в федеральной собственности расположенным по адресу: Липецкая обл., г. Липецк, ул. Опытная, д. 3, и расположенным на нем объектом незавершенного строительства, находящимся в федеральной собственности, указанным в приложении № 4, раздел 1, в целях строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного и на срок, предусмотренный Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" (см. л.д. 96 - 105 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 15 указанного Закона в случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае, если на земельном участке расположены объекты недвижимости, которые закреплены за организациями на праве оперативного управления, такие объекты недвижимого имущества подлежат изъятию без согласия этих организаций независимо от оснований предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по решению уполномоченного органа (ч. 2 ст. 15 Закона № 161-ФЗ).
Распоряжением администрации Липецкой области от 02.08.2010 № 296-р "О наделении полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в отношении которых принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти Липецкой области осуществления полномочий Российской Федерации" полномочиями по управлению и распоряжению указанными земельными участками, иными объектами недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 24.07.2008 "О содействии развитию жилищного строительства", Соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) между администрацией Липецкой области и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства от 17.03.2009 № С-38, протоколом заседания Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства от 31.05.2010 № 17 было наделено управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
Управлением имущественных и земельных отношений и генеральным директором Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, в отношении земельного участка площадью 160323 кв. м. (кадастровый номер 48:20:028407:3) из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Опытная, д. 3, и расположенного на нем объекта незавершенного строительства, находящимся в федеральной собственности, принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, хозяйственного ведения или оперативного управления на объекты недвижимости расположенные на земельном участке не требуется (см. л.д. 138 - 147 т. 1).
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что решение Правительственной комиссии от 31.05.2010 г. № 17 о целесообразности передачи органам государственной власти Липецкой области земельного участка и расположенным на нем объектом недвижимости незавершенного строительства, является правомерным и соответствует действующему законодательству.
Действительно, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми в соответствии с указанным в п. 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решением межведомственного коллегиального органа передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации или которые в соответствии с указанным в п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона решением межведомственного коллегиального органа подлежит передаче для формирования имущества Фонда, не является препятствием для:
- принятия уполномоченным органом решений о прекращении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям:
- принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации решений об изъятии объектов недвижимого имущества, закрепленных за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Основаниями для признания ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными является несоответствие закону или иному правовому акту и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель указал, что нарушенное право выражается в невозможности произвести списание объекта незавершенного строительства.
Суд полагает, что в данном случае интересы учреждения не нарушены, поскольку вышеперечисленные нормативные документы предоставляют ГНУ ВНИИ рапса право списать объект незавершенного строительства с баланса.
Суд также учитывает, что объект незавершенного строительства уже снесен, что подтверждается актом обследования от 18.07.2013 г. (см. л.д. 43 - 47, 50 - 54 т. 2).
Кроме того, в настоящем деле рассматривается требование заявителя о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13.11.2012 г. № 3133 "О сносе научно-лабораторного комплекса в Правобережном округе г. Липецка".
УИЗО Липецкой области в отзыве от 12.08.2013, указал, что снос незавершенного объекта недвижимости произведено в соответствии с действующим законодательством. Заинтересованным лицом заявлено о пропуске заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (см. л.д. 45 - 46 т. 3).
ОАО "Домостроительный комбинат" (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета требований) в отзыве также ссылается на пропуск заявителем срока для обращения в суд с настоящим требованием, полагает, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству (см. л.д. 48 - 50 т. 3).
В заявлении от 17.07.2013 г. заявитель просит восстановить пропущенный срок, поскольку нарушение его прав началось с 05.07.2013 г., т.е. с даты сноса объекта незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявитель в заявлении указал, что об оспариваемом решении от 13.11.2012 г. № 3133 "О сносе научно-лабораторного комплекса в Правобережном округе г. Липецке" узнал из письма УИЗО Липецкой области от 22.11.2012 г. (см. л.д. 42 т. 1), а с заявлением в суд обратился только 17 июля 2013 г., т.е. спустя восемь месяцев. Довод заявителя о том, что снос осуществлен только 18.07.2013 и с этого момента, заявитель полагает, что его права нарушены, судом отклоняется, поскольку ч. 4 ст. 198 АПК РФ установлено, что трехмесячный срок исчисляется с момента когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве.
В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальный действий.
Кроме того, в материалы дела представлены акты от 18.07.2013 г. о состоявшемся сносе спорного объекта незавершенного строительства (см. л.д. 43 - 47, 50 - 54 т. 2).
Таким образом, суд полагает, что заявитель пропустил срок на обращение с указанным заявлением и восстановлению не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, УИЗО Липецкой области в рамках предоставленных полномочий 11.10.2011 г. проводит аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:028407:3, площадью 160323 кв. м., расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Опытная, д. 3 для комплексного освоения в целях жилищного строительства. По итогам аукциона с ОАО "Домостроительный комбинат" заключен договор аренды земельного участка от 21.10.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРП № 01/005/2012-117 от 24.01.2012 г. (см. л.д. 64 - 67 т. 1).
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.08.2012 г. № 298 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Липецкой области" (см. л.д. 93 - 95 т. 1).
Управлением имущественных и земельных Липецкой области было принято решение от 13.11.2012 № 3133 о сносе спорного объекта.
Оценив в совокупности и в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд полагает, что оспариваемое решение УИЗО соответствует действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской академии сельскохозяйственных наук в удовлетворении требований, отказать.
Решением может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеж через Арбитражный суд Липецкой области.
По окончании указанного срок решение в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Калуга через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья
Н.П.НАЗЕМНИКОВА
------------------------------------------------------------------