Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.10.2013 по делу N А36-4888/2012 <Требования о внесении изменений в договор аренды земельного участка удовлетворены в части изменения преамбулы и пункта договора, определяющего размер и порядок исчисления арендной платы за пользование земельным участком, поскольку произошла не смена собственника в обычном понятии гражданского оборота, а разграничение собственности на земельные участки в силу закона. В части внесения изменений в иные пункты договора аренды отказано, так как истцом не обоснована необходимость внесения изменений в указанные разделы договора >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. по делу № А36-4888/2012

Резолютивная часть решения оглашена "09" октября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен "11" октября 2013 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Наземниковой Н.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области
к закрытому акционерному обществу Трест "Липецкстрой"
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: оценщика Безбородовой Натальи Евгеньевны (<...>),
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
при участии в заседании:
от истца: Ларкина Л.С. - представитель (доверенность <...>, сроком на один год),
от ответчика: Коровин А.А. - представитель (доверенность <...>, срок действия до 31.12.2013 г.),

установил:

Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г., заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и закрытым акционерным обществом Трест "Липецкстрой".
Определением от 22.08.2012 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - оценщика ООО "Советникъ" Безбородову Наталию Евгениевну (см. л.д. 134 - 136 т. 1).
Третье лицо в судебное заседание не явилось, причин не явки не пояснило.
Суд на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие третьего лица.
Определением арбитражного суда от 21.06.2013 г. производство по делу № А36-4888/2012 приостановлено, в связи с назначением судом экспертизы.
От экспертного учреждения - Липецкой торгово-промышленной палаты поступило экспертное заключение и возвращены материалы дела № А36-4888/2012 в связи, с чем основания, для приостановления производства по делу отпали.
Производство по делу № А36-4888/2012 возобновлено.
В судебном заседании 02.10.2013 г. был объявлен перерыв, судебное заседание продолжено 09.10.2013 г.
Истец в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержал, указав в качестве правового основания иска пункты 1 и 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требования истца не признал. Полагает, что отчет об оценке, которым определяется рыночная стоимость земельного участка, не может быть признан достоверным, поскольку используемые оценщиком объекты-аналоги не совпадают с земельным участком, переданном в аренду ответчику, по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Истец также не обосновал необходимость внесения изменения в другие пункты договора аренды, указанные в иске, и не указал, какое существенное обстоятельство наступило, которое служит основанием для внесения изменения в указанные пункты договора аренды. Принятие Правительством Российской Федерации постановления № 582 от 16.07.2009 г. не может являться существенно изменившимся обстоятельством, которое служит основанием для внесения изменений в договор. Данное постановление не является законом, в нем не указано, что оно распространяется на ранее заключенные договоры.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав стороны, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 26.09.2003 г. между администрацией города Липецка и ЗАО Трест "Липецкстрой" заключен договор аренды № 07-08-094/04 земельного участка площадью 5627 кв. м. с кадастровым номером 48:20:035102:0029, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. 9 Мая, д. 14. На основании перечня № П42:109 земельных участков, расположенных на территории Липецкой области в границах г. Липецка, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.12.2004 г., ТУ Росимущества по Липецкой области зарегистрировало право собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок. В связи с этим, 31.03.2005 г. между администрацией города Липецка, ТУ Росимущества по Липецкой области и ЗАО Трест "Липецкстрой" было подписано соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице ТУ Росимущества по Липецкой области прав и обязанностей по договору аренды № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г. С целью приведения договора аренды в соответствие с требованиями Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, истец направил ответчику дополнительное соглашение и просил его внести изменения в договор в части преамбулы, а также разделов 3, 5, 6 названного договора. Ответчик отказался от подписания дополнительного соглашения от 23.01.2012 г.
В соответствии с пунктом 3.1. договора арендная плата исчисляется с 26.09.2003 г. и вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 25 числа последнего месяца квартала, а за IV квартал не позднее 15 ноября текущего года.
В пункте 3.2. договора стороны согласовали внесение арендатором арендной платы за пользование земельным участком согласно базовым ставкам арендной платы, ежегодно утверждаемым решениями соответствующих органов местного самоуправления г. Липецка.
Арендатор уплачивает арендную плату за 2003 год в размере 18,14 руб. за 1 кв. м. площади земельного участка. Методика исчисления платежей по настоящему договору производится согласно расчету арендной платы, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 3.3. договора).
Пунктом 3.4. договора предусмотрено, что размер арендной платы и сроки платежа могут быть пересмотрены арендодателем не чаще одного раза в год, в одностороннем порядке в определенных случаях - изменения базовых ставок арендной платы, утверждаемых соответствующими органами местного самоуправления г. Липецка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае изменения сроков и размера базовых ставок арендной платы в случаях, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего договора, условия об изменении сроков и размера арендной платы становятся обязательными для арендатора с момента получения им письменного уведомления. При этом заключение соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка не требуется (пункт 3.4.1 договора).
Приложением к договору стороны определили размер арендной платы в сумме 102073 руб. 78 коп. на 2003 год. При этом арендная плата исчислена, исходя из площади земельного участка, базового размера арендной платы и коэффициента градостроительной ценности.
Срок договора установлен с 26.09.2003 г. по 26.09.2028 г., договор зарегистрирован в установленном порядке 02.07.2004 г.
Арендодатель передал арендатору земельный участок по акту приема-передачи от 26.09.2003 г.
Как следует из условий договора аренды, критерии и методика исчисления размера арендной платы были приняты сторонами в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с "Порядком оплаты арендных платежей за землю на территории г. Липецка в 2004 году", утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 13.11.2003 № 372.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004 № 524 был утвержден "Порядок оплаты арендных платежей за землю на территории города Липецка в 2005 году", согласно которому действовавшие в 2004 году ставки арендной платы за землю подлежали применению в 2005 году с коэффициентом 1,1 (в редакции решения Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 № 550).
В связи с чем, размер арендной платы составил 21 руб. 95 коп. за 1 кв. м. или 123512 руб. 65 коп. в год и оплачивался ответчиком в период 2007 - 2011 г.г.
Действие указанных выше нормативных актов распространялось на правоотношения, связанные с оплатой арендных платежей за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, или находящиеся в собственности муниципального образования город Липецк.
25.03.2005 г. за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
31.03.2005 г. между Российской Федерацией в лице ТУФА по УГИ в Липецкой области, администрацией г. Липецка и ЗАО Трест "Липецкстрой" было подписано соглашение о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г., соглашение зарегистрировано 30.06.2005 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области по делу № А36-4881/2009 от 24.11.2009 г., оставленным без изменения судом кассационной инстанции, в иске о взыскании денежных средств по названному договору аренды за первый и второй кварталы 2009 года по измененному в одностороннем порядке размеру арендной платы на основании статьи 8 ФЗ "Об оценочной деятельности" ТУФА по УГИ в Липецкой области было отказано. При этом суд указал на то, что расчет арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не может быть основан на решении органа местной власти либо субъекта Российской Федерации.
24.01.2012 г. ТУ Росимущества в Липецкой области обратилось к обществу с предложением подписать дополнительное соглашение от 23.01.2012 г. к договору аренды № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г., по условиям которого величина арендной платы устанавливается на основании отчета от 21.12.2011 г. № 382-11 об оценке рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, выполненного независимым оценщиком ООО "Советникъ" в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и составляет 5 548 222 руб. 00 коп.
Ссылаясь на уклонение ЗАО Трест "Липецкстрой" от подписания дополнительного соглашения о внесении соответствующих изменений в договор аренды от 26.09.2003 г., а также на то, что ввиду смены собственника земельного участка возникла необходимость привести условия договора, касающиеся арендной платы, в соответствие с действующим законодательством, в частности, с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив установленные факты, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Суд считает, что при изложенных выше обстоятельствах, требование истца о внесении изменений в договор аренды связано с разграничением собственности на земельный участок.
Как было установлено судом, и следует из материалов дела, при заключении договора аренды № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г., стороной договора являлся орган местного самоуправления в лице администрации города Липецка, который не вправе был устанавливать никаких иных методик и критериев определения расчета арендной платы, кроме установленных законодательным органом местного самоуправления, поскольку передаваемый в аренду земельный участок относился к земельным участкам, право собственности на который не было разграничено. По этой причине при заключении названного договора размер арендной платы был определен на основании Порядка оплаты арендных платежей за землю на территории г. Липецка, утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004 № 524 (в редакции решения Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 № 550).
25.03.2005 г. право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за Российской Федерацией, в связи с чем, между Российской Федерацией в лице ТУ Росимущества и ЗАО Трест "Липецкстрой" было подписано соглашение о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей арендодателя по договору аренды № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г.
Предусмотренный пунктом 3.4. договора случай изменения размера арендной платы в данном случае неприменим, поскольку орган местного самоуправления уже не вправе распоряжаться поименованным в договоре земельным участком.
Вместе с тем, и условия договора аренды, и правило статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают право арендодателя изменять размер арендной платы.
При изложенных обстоятельствах, одностороннее изменение истцом размера арендной платы, произошедшего в связи с разграничением собственности на земельный участок, соответствует требованиям статей 421, 422, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиям договора и является правомерным.
Ссылка ответчика на то, что стороны в момент подписания соглашения от 31.03.2005 г. имели возможность внести соответствующие изменения в договор аренды относительно размера арендной платы и порядка ее расчета, отклонена судом на том основании, что на дату подписания соглашения не имелось нормативно-правовых актов Российской Федерации, устанавливающих размер и порядок оплаты за пользование земельными участками, принадлежащими государству.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В нем закреплены основные принципы определения арендной платы, подлежащие применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации: принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Такой подход согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2011 г. № 15837/11.
Пунктом 6 названного постановления установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Расчет арендной платы за пользование земельным участком, предложенный в проекте дополнительного соглашения по договору аренды от 26.09.2003 г. № 07-08-094/04, произведен истцом на основании отчета о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка ООО "Советникъ" от 21.12.2011 г. № 382-11 и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, которая составляла 8%, в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации "О размере ставки рефинансирования Банка России" от 23.12.2011 № 2758-У.
Поскольку согласно отчету рыночная стоимость земельного участка определена в размере 5 548 222 руб. 00 коп., а ставка рефинансирования равна 8% годовых, то сумма арендной платы, по расчету истца, составила 443857 руб. 76 коп.
Ответчик оспорил отчет от 21.12.2011 г. № 382-11 независимого оценщика ООО "Советникъ" Безбородовой Н.А.
Суд согласился с доводом ответчика в части недостоверности отчета, по следующим основаниям.
Согласно указанному отчету при выборе подходов по определению рыночной стоимости земельного участка оценщиком использовался сравнительный подход.
В соответствии с пунктом 14 ФСО № 1 сравнительный подход - это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Земельный участок с кадастровым номером 48:20:035102:0029 площадью 5627 кв. м. предоставлен арендатору для размещения на нем производственной базы. В то же время, оценщиком в качестве объектов-аналогов использовались три земельных участка, которые не могут являться объектами-аналогами, так как они предоставлялись для жилищного строительства и имели площадь от 650 кв. м до 2 000 кв. м.
Таким образом, используемые оценщиком объекты-аналоги не совпадают с арендованным земельным участком по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Статья 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривает обязательность определения рыночного номинала арендной платы в случае вовлечения в сделку (в том числе и аренды) объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации. В соответствии с этой нормой проведение оценки объектов оценки является обязательным, в частности, при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации при передаче их в аренду.
По правилу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, которая будет получена в результате оценки, признается лишь рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Аналогичная правовая позиция отражена в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 г. № 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Так как величина арендной платы на основании отчета оценщика от 21.12.2011 г. № 382-11 является рыночной и носит рекомендательный характер, то определением суда от 17.06.2013 г. по настоящему делу была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:035102:0029, площадью 5627 кв. м., расположенного по адресу: г. Липецк, ул. 9 Мая, д. 14 по состоянию на 01.12.2011 г. Производство экспертизы поручено Липецкой торгово-промышленной палате.
Согласно экспертному заключению № 326-07-00 153 от 05.08.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:035102:0029, площадью 5627 кв. м., расположенного по адресу: г. Липецк, ул. 9 Мая, д. 14 по состоянию на 01.12.2011 г., с учетом округления, составляет 5 255 618 руб. 00 коп.
Следовательно, размер арендной платы в год составит: 5 255 618 руб. 00 коп. x 8% = 420 449 руб. 44 коп. в год.
Исходя из приведенного, судом изменены пункты 3.2. и 3.3. договора. Другие пункты данного раздела приняты в предложенной истцом редакции, поскольку их содержание соответствует установленным постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 правилам. Внесение в раздел 3 дополнительных пунктов 3.4.1, 3.4.2., 3.4.3., 3.4.4., 3.4.5. создаст правовую определенность в отношениях сторон по вопросу пересмотра арендной платы в одностороннем порядке.
Кроме того, суд не находит оснований для внесения изменений в 5, 6 разделы договора, поскольку истец не обосновал необходимость внесения изменений в указанные разделы договора. Названные разделы имеются в договоре № 07-08-094/04 от 26.09.2003 г. и по своей сути дублируют права и обязанности сторон, уже в нем изложенные.
Довод ответчика о том, что в силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности к другому лицу не является основанием для внесения изменений в договора, суд находит несостоятельным, поскольку в данной ситуации публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности, на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений. В рассматриваемом случае произошла не смена собственника в обычном понятии гражданского оборота, а разграничение собственности на земельные участки в силу закона.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о внесении изменений в преамбулу и раздел 3 "Арендная плата" спорного договора.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным расходам относятся государственная пошлина и судебные издержки.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче иска истцом не оплачивалась государственная пошлина на основании льготы, предоставленной подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации. По правилу подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17. Налогового кодекса Российской Федерации, организации являются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах и если при этом решение суда принято не в их пользу, и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, государственная пошлина в сумме 4 000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Кроме того, на ответчика относятся судебные издержки в сумме 5 000 руб. 00 коп., оплаченные им за проведение экспертизы.
Принцип пропорциональности распределения судебных расходов в данном случае не применим, поскольку заявлены требования неимущественного характера, часть которых удовлетворена.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Внести изменения в договор аренды земельного участка от 26.09.2003 г. № 07-08-094/04, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области и закрытым акционерным обществом Трест "Липецкстрой", изложив его в следующей редакции:

Вводная часть.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области в лице заместителя руководителя Корнеева Максима Владимировича, действующего на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. № 49, должностного регламента заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденного приказом от 04.08.2009 г. № 21-0/д, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и
Закрытое акционерное общество Трест "Липецкстрой", в лице генерального директора Сешенова Валерия Алексеевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны,
заключили настоящее соглашение к договору аренды земельного участка от 26.09.2003 г. № 07-08-094/04 о нижеследующем:
Раздел 3 "Арендная плата" договора изложить в следующей редакции:

3. Размер и условия внесения арендной платы.

3.1. Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально, равными долями до 25 числа последнего месяца квартала, а за 4-ый квартал - не позднее 15 ноября путем перечисления на счет УФК по Липецкой области (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области л/с 04461А18230) ИНН/КПП 4826067736/482601001, ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области г. Липецк, БИК 044206001, р/с 40101810200000010006, КБК 167 111 05021 01 0000 120, ОКАТО 42401000000.
Исполнением обязательства по внесению арендной платы является поступление денежных средств по договору на счет Управления Федерального казначейства.
3.2. Рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером 48:20:035102::0029, площадью 5627 кв. м., расположенного по адресу: г. Липецк, ул. 9 Мая, д. 14, определена согласно экспертному заключению № 326-07-00 153 и составляет по состоянию на 01.12.2011 г. 5 255 618 руб. 00 коп. (пять миллионов двести пятьдесят пять тысяч шестьсот восемнадцать) рублей.
3.3. Арендатор перечисляет на счет, указанный в п.п. 3.1., платежи за пользование земельным участком в федеральный бюджет в размере 420449 руб. 44 коп. (четыреста двадцать тысяч четыреста сорок девять) руб. 44 коп. в год.
3.4. Размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке:
3.4.1. При изменении арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п.п. 3.4.2. настоящего Договора, не применяется.
3.4.2. Размер арендной платы изменяется ежегодно на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. Изменение размера арендной на размер уровня инфляции на текущий финансовый год осуществляется Арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением Арендатора.
3.4.3. В случае перевода участка из категории в категорию или изменении разрешенного использования земельного участка.
3.4.4. В случае передачи участка в субаренду, размер арендной платы изменяется в пределах срока договора субаренды, согласно Закону об оценочной деятельности, но не может быть ниже арендной платы по договору.
3.4.5. При изменении (принятии) нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. При этом порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Во всех вышеуказанных случаях Арендодатель направляет расчет арендной платы Арендатору и заключение дополнительного соглашения по пересмотру размера арендной платы не требуется.
3.5. Неиспользование Арендатором земельного участка не является основанием для невнесения арендной платы".
В остальной части иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества Трест "Липецкстрой" (ОГРН 1024840840628, 398017, Липецкая область, Липецк г., 9 Мая ул., 14) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления через Арбитражный суд Липецкой области.
После вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
Н.П.НАЗЕМНИКОВА


------------------------------------------------------------------