Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2013 по делу N А36-402/2013 <Требования о признании недействительным решения уполномоченного органа в части начисления штрафа за неуплату страховых взносов удовлетворены, поскольку областные стипендии, выплачиваемые за счет специально предусмотренных в областном бюджете денежных средств, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов для заявителя как плательщика страховых взносов, что исключает принятие решения о доначислении с таких выплат недоимки по страховым взносам; информации о том, что страхователь не представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных, не имеется>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу № А36-402/2013

Резолютивная часть оглашена 18.11.2013 г., в полном объеме решение изготовлено 25.11.2013 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиной С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению областного бюджетного учреждения культуры "Липецкая областная филармония" о признании частично недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 07.11.2012 № 058/001/247-2012,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, администрации Липецкой области и управления культуры и искусства Липецкой области
при участии представителей:
от заявителя: Бондарев Г.А. - представителя, доверенность от 20.10.2012 г.
от УПФР: Долговой И.А. - начальника юридического отдела по доверенности от 09.01.2013, Соболевой В.В. - начальника отдела выездных проверок по доверенности <...>,
от третьих лиц: Филипповских О.И. - консультант отдела правового обеспечения по доверенности от 15.11.2013 г.,

установил:

Областное бюджетное учреждение культуры "Липецкая областная филармония" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, УПФР) о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 07.11.2012 № 058/001/247-2012.
Управление письменным отзывом оспорило заявленные требования (отзыв на л.д. 79 - 88 т. 1).
Определением от 18.03.2013 г. суд удовлетворил ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне заявителя, администрации Липецкой области и управления культуры и искусства Липецкой области.
Представители третьих лиц письменными отзывами поддержали заявленные требования, полагая, что спорные выплаты относятся к социальным, не связаны с трудовыми отношениями и не являются объектом обложения страховыми взносами.
Производство по делу ранее было приостановлено, по возобновлении - стороны настаивали на ранее изложенных позициях.
Изучив материалы дела, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, УПФР проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, о чем составлен акт от 20.09.2012 № 058/001/247-2012, по результатам рассмотрения которого Управлением было принято решение от 07.11.2012 № 058/001/247-2012 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (см. л.д. 8 - 22 т. 1). В соответствии с данным решением Учреждение, привлечено к ответственности:
- предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 25 191 руб.
- предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 91 288,36 руб.
Кроме того, указанным решением ОБУК "Липецкая областная филармония" предложено уплатить, недоимку по страховым взносам за 2011 год в сумме 125 955 руб., а также пени - 15 885,84 руб.
Основанием доначисления страховых взносов за 2011 год в сумме 125 955 руб. послужил вывод Управления, что суммы областных стипендий работникам Учреждения подлежат обложению страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, поскольку их выплата произведена в рамках действия трудовых договоров и данные выплаты не указаны в статье 9 Федерального закон № 212-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением Управления в части занижения базы для исчисления страховых взносов за 2011 год на сумму поощрительных выплат в виде областных стипендий, ОБУК "Липецкая областная филармония" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, в целях квалификации спорных выплат в качестве объекта обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование необходимо установить, что произведенные в адрес работника выплаты в виде областных стипендий начислены плательщиком страховых взносов по трудовому договору и не входят в перечень сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Законом Липецкой области от 07.10.2008 № 187-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" (далее - Закон № 182-ОЗ) установлена отраслевая система оплаты труда (статья 2). Согласно ст. 4 Закона № 182-ОЗ отраслевая система оплаты труда включает тарифную часть оплаты труда, компенсационные и стимулирующие выплаты.
К тарифной части оплаты труда относятся должностные оклады руководителей, специалистов и служащих и тарифные ставки рабочих, определяемые по тарифной системе, единой для всех областных государственных учреждений. Должностные оклады, порядок их установления и другие условия оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры и искусства устанавливаются согласно приложению № 4 к Закону № 182-ОЗ.
Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам областных государственных учреждений культуры и искусства, в соответствии с полномочиями, предусмотренными подпунктом "о" пункта 2 статьи 45 Устава Липецкой области, установлены постановлением администрации области от 30 октября 2008 года № 293.
Перечень выплат стимулирующего характера предусмотрен приложением 2 к указанному постановлению: 1) выплаты за интенсивность, высокие результаты труда и качество выполняемых работ; 2) выплаты за почетные звания "Заслуженный", "Народный", ученую степень кандидата наук, доктора наук и работающим по соответствующему профилю; 3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; 4) выплаты водителям автомобилей за классность, безаварийную работу; 5) премиальные выплаты по итогам работы.
Таким образом, областные стипендии ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов (далее - областные стипендии), не входят в систему оплаты труда работников областных учреждений культуры и искусства.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Закон Липецкой области от 07.10.2008 № 187-ОЗ "О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства" (далее - Закон № 187-ОЗ) устанавливает на территории Липецкой области (далее - области) основания, размер и порядок присуждения областных премий, назначения областных стипендий и социальных выплата в сфере культуры и искусства области (статья 1).
Областные стипендии ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов предусмотрены в составе поощрительных выплат в сфере культуры и искусства (п. 1 ст. 3 Закона № 187-ОЗ).
Статьей 4 Закона № 187-ОЗ предусмотрено, что поощрительные и социальные выплаты в сфере культуры и искусства области, установленные настоящим Законом, являются расходным обязательством области и финансируются за счет средств областного бюджета, определяемых в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Финансовые средства на выплату поощрительных и социальных выплат в сфере культуры и искусства области предусматриваются в областном бюджете исполнительному органу государственной власти области в сфере культуры и искусства.
В Законе Липецкой области от 29.11.2010 № 446-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" данные выплаты предусмотрены в Ведомственной росписи областного бюджета на 2011 год (приложение 8 к Закону) по главному распорядителю "Управление культуры и искусства Липецкой области" по целевой статье 4509300 в сумме 2 824 тыс. руб.
Управление культуры и искусства Липецкой области на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и ст. 5 Закона № 187-ОЗ, предусматривающей выплату стипендии по месту работы (учебы) стипендиата, доводит соответствующие бюджетные ассигнования до подведомственных учреждений по экономической статье "290" КОСГУ.
Денежные средства на оплату труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению культуры и искусства Липецкой области, предусмотрены в Ведомственной росписи в составе расходов "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений", детализация "Выполнение функций бюджетными учреждениями" по целевой статье "4439900".
Поскольку ОБУК "Липецкая областная филармония" является бюджетным учреждением, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) утверждена приказом Министерства финансов от 28.12.2010 № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (раздел 5).
Согласно целевой статье "10 оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" бюджетные расходы по данной статье детализированы в подстатьях "211 - 213". В отличие от выплат в рамках трудовых отношений выплата областных стипендий осуществлялась по целевой статье "290 Прочие расходы".
Таким образом, указанные выплаты являются целевыми и не включается в фонд оплаты труда Учреждения (экономическая статья "211" КОСГУ).
Как следует из положений статьи 5 Закона № 187-ОЗ и подтверждается материалами дела, областные стипендии были назначены распоряжением администрации Липецкой области от 03.12.2010 № 498-р и приказами управления культуры и искусства Липецкой области от 29.12.2010 № № 526, 528 (139 - 146 т. 1) по результатам отбора соискателей, проведенного комиссией, созданной правовым актом администрации области. Наличие трудовых отношений между работником и Учреждением являлось условием допуска к участию в конкурсе, выплаты осуществлялись по предписанию администрации Липецкой области, а не работодателя.
Частью 3 статьи 5 областного Закона № 187-ОЗ предусмотрено, что стипендии выплачиваются по месту работы или учебы стипендиата в сроки, установленные для выплаты заработной платы и государственных стипендий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
На основании данного Закона администрацией Липецкой области принято постановление от 15.11.2010 № 389 "О порядке осуществления областным государственным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
Во исполнение вышеуказанного постановления № 389 управлением культуры и искусства Липецкой области издан приказ от 19.12.2011 № 423 "Об осуществлении государственным (областным) бюджетным и автономным учреждением полномочий управления культуры и искусства Липецкой области о исполнении публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления", которым утвержден Перечень публичных обязательств, полномочия по осуществлению которых передаются управлением культуры и искусства Липецкой области государственным областным (бюджетным) и автономным учреждениям.
Согласно пункту 1 данного Перечня в графе "Наименование выплаты" указана областная стипендия ведущим деятелям искусств, в пункте 2 - областная стипендия молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов.
Из анализа приведенных правовых актов следует, что спорные выплаты являются публичными обязательствами администрации Липецкой области. Возложение публичной обязанности на работодателя по выплате областной стипендии одновременно с заработной платой не меняет характер правоотношений, в рамках которых данная стипендия устанавливается и выплачивается.
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что областные стипендии не назначаются работодателем (ОБУК "Липецкая областная филармония"), выплачиваются за счет специально предусмотренных в областном бюджете денежных средств, не связаны с результатом труда, не установлены трудовыми и коллективным договорами Учреждения, не являются вознаграждением работников ОБУК "Липецкая областная филармония" за исполнение ими трудовых обязанностей.
То обстоятельство, что данные выплаты начислялись в расчетной ведомости, выплачивались по платежной ведомости и указывались работодателем в расчетном листке работника, в рассматриваемом случае не имеет правового значения. Равным образом правового значения не имеет и факт издания самостоятельных приказов Учреждения о спорных выплатах, поскольку последние имеют характер социальной направленности выражают форму поддержки администрации Липецкой области физических лиц в сфере культуры и искусства Липецкой области и не относятся по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или гражданско-правовых обязанностей. Это означает, что выплаченные стипендии не подпадают под признаки, установленные п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
При квалификации спорных выплат суд ориентируется на правовую позицию ВАС РФ в отношении определения природы аналогичных выплат (носящих характер государственной поддержки), изложенную в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10.
Доказательств, подтверждающих выплату областных стипендий работникам Учреждения за счет средств Учреждения, выделенных на финансирование его деятельности, в материалы дела не представлено.
Поскольку спорные выплаты не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов для заявителя как плательщика страховых взносов, это исключает принятие решения о доначислении с таких выплат недоимки по страховым взносам. С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления спорных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисление пени на суммы доначисленных Управлением Пенсионного фонда страховых взносов также является необоснованным.
Ответственность по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Поскольку совершение ОБУК "Липецкая областная филармония" соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, у Управления отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ.
Помимо приведенных доводов суд также считает необходимым отметить, что у Управления отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в силу следующего.
Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, в материалах дела не имеется.
Дела с аналогичными обстоятельствами были предметом рассмотрения в деле № А36-6760/2012, решение по которому прошло все стадии обжалования.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, суд считает требования ОБУК "Липецкая областная филармония" подлежащими удовлетворению.
При подаче заявления в суд заявителем оплачено 2000 руб. государственной пошлины (см. платежное поручение № 13 от 29.01.2013 г. - л.д. 7).
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Госпошлина в силу ст. 101 АПК РФ относится к судебным расходам, и по результатам рассмотрения этого дела на основании п. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по ее оплате заявителем должны быть взысканы с налогового органа. Оснований для освобождения органа Пенсионного фонда от несения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит. Льгота, предусмотренная п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, по мнению суда, может быть применена к органу Пенсионного фонда как ответчику по делу только в случае, если истец не уплачивал госпошлину в бюджет и с ответчика подлежит взысканию именно госпошлина в бюджет, а не расходы по ее уплате в пользу истца (заявителя) (п. 3 ст. 110 АПК РФ). В противном случае будет нарушен принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установленный статьей 110 АПК РФ.
С учетом изложенного с налогового органа в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 100 - 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным (не соответствующим Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 07.11.2012 № 058/001/247-2012в части привлечения к ответственности:
- предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 25 191 руб.;
- предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 91 288,36 руб.;
- начисления пени в размере 15 885,84 руб. 4
- предложения уплатить недоимку по страховым взносам за 2011 год в сумме 125 955 руб., в том числе в Пенсионный фонд в размере 106 300 руб., в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования - 12 555 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке в пользу заявителя 2000 (две тысячи) рублей расходов на оплату госпошлины.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов областного бюджетного учреждения культуры "Липецкая областная филармония".
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Данное решение в месячный срок может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, по истечении данного срока - в суд кассационной инстанции.

Судья
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------