Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.01.2013 по делу N А36-6872/2012 <Требования о признании незаконными действий по возврату документов в связи с невозможностью принятия решения о приватизации земельного участка и обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворены, поскольку государственным органом не представлены иные доказательства, свидетельствующие о том, что данный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте либо его приватизация запрещена федеральным законом>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2013 г. по делу № А36-6872/2012
Арбитражный суд в составе судьи Наземниковой Н.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Липецкий хладокомбинат"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (ответчик-1) и
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ответчик-2)
о признании незаконными действий по возврату документов в связи с невозможностью принятия решения о приватизации земельного участка и обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка
при участии в судебном заседании:
от истца: Уварова И.И. - доверенность от 25.10.2012 г., Абызов В.А. - доверенность <...>, Леденев С.А. - доверенность <...>
от ответчика-1: Джежело П.Б. - доверенность <...>
от ответчика-2: не явился, извещен,
установил:
ОАО "Липецкий хладокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области по возврату 17.08.2012 г. ОАО "Липецкий хладокомбинат" пакета документов в связи с невозможностью принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером № 48:20:0028503:69 и обязании ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 62 151 кв. м., кадастровый номер 48:20:0028503:69, категория земель: земли населенных пунктов для промышленного использования, местонахождение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Липецкая область, г. Липецк, Лебедянское шоссе, 1 по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение статей 1, 3 и 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", статей 9, 27 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика-1 представил отзыв и возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что на спорном земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, расположено в том числе здание насосной станции (Литера Г), здание насосной станции № 2 (Литера Г1) и здание насосной станции (Литера Г10) (см. л.д. 29 - 32 т. 2).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированного отзыва на заявление не представило.
Исследовав материалы дела, изучив и дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд установил следующее.
19.12.2011 г. ОАО "Липецкий хладокомбинат" (далее - заявитель) обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Липецкой области (далее - Теруправление) с заявлением о выкупе, находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 62151 кв. м., кадастровый номер 48:20:0028503:69, адрес: г. Липецк, шоссе Лебедянское, 1, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Заявителю на праве собственности (см. л.д. 131 - 144 т. 1).
Письмом от 27.12.2011 № 6660-04 Теруправление уведомило Заявителя о направлении 23.12.2011 г. пакета документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения вопроса о приватизации вышеуказанного земельного участка с приложением письма от 23.12.2011 № 6582-04 (см. л.д. 70 - 73 т. 1).
Письмом от 25.05.2012 г. № 3035-04 Теруправление сообщило, что во исполнение поручения Росимущества от 15.05.2012 г. планируется проведение проверки фактического использования федерального земельного участка в период с 04 по 06.2012 г. (см. л.д. 74 т. 1).
Из акта проверки фактического использования федерального земельного участка от 05.06.2012 г., с кадастровым номером 48:20:0028503:69 площадью 62151 кв. м., почтовый адрес ориентира: Липецкая область, г. Липецк, шоссе Лебедянское, 1 и письма Теруправления от 23.12.2011 г. № 6582-04 усматривается, что данный земельный участок составляет имущество казны Российской Федерации, образован на основании распоряжения Теруправления № 382 от 18.11.2011 г. "О разделе земельного участка кадастровым номером 48:20:0028503:5 площадью 64149 кв. м., адрес: г. Липецк, шоссе Лебедянское, 1" во исполнение поручения Росимущества от 07.11.11 г. № ПП-10/33822 "О разделе земельного участка". Базовый (делимый) участок КН 48:20:0028503:5 предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования ГК Липецкий хладокомбинат "Росмясомолторг" (государственный акт № 122, решение администрации г. Липецка от 08.07.1992 г. № 707), правопредшественнику ОАО "Липецкий хладокомбинат" (см. л.д. 78 - 85 т. 1).
В акте от 05.06.2012 г. также указано, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, земельный участок используется правообладателем ОАО "Липецкий хладокомбинат" согласно целевому назначению категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для промышленного использования, в соответствии с уставной деятельностью общества.
17.08.2012 г. письмом № 4643-04 Теруправление направило ОАО "Липецкий хладокомбинат" копию письма Росимущества от 10.08.2012 г. № 1111-10/32303 и возвратило представленный обществом пакет документов, с указанием на то, что на истребуемом земельном участке расположены здания насосных станций (литеры Г, Г1, Г10), являющиеся гидротехническими сооружениями, ввиду данного обстоятельства, земельный участок в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит предоставлению в частную собственность (см. л.д. 83 - 85 т. 1).
Посчитав, что государственный орган исполнительной власти, уклоняясь от принятия решения о приватизации земельного участка, допустил незаконное действие в виде возврата пакета документов на приватизацию земельного участка 48:20:028503:69, ОАО "Липецкий хладокомбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного действия.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В силу п. 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п. 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1., 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области располагает полномочиями собственника по отношению к испрашиваемому земельному участку.
Довод ТУ Росимущества в Липецкой области, изложенный в письме от 17.08.2012 г. № 4643-04 (со ссылкой на письмо Росимущества от 10.08.2012 г. № ПП-10/32303) о невозможности приватизации испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что на рассматриваемом земельном участке расположены здания насосных станций (литера Г, Г1, Г10), которые в силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнический сооружений" к объектам гидротехнических сооружений, а следовательно, земельный участок, в силу п. п. 10 п. 5 статьи 27 Земельного кодекса не подлежит предоставлению в частную собственность, судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, основаниями для отказа в выкупе земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Законом не предусмотрено иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или иной муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, отнесены к земельным участкам, ограниченным в обороте.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружений (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водопользовании", устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
При этом статьей 7 данного Закона императивно установлено, что гидротехнические сооружения, отвечающие вышеуказанным критериям, подлежат внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется Федеральным агентством водных ресурсов (постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений").
Как следует из писем Отдела водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 11.09.2012 г. № 667 и Федерального агентства водных ресурсов от 03.10.2012 № ВН-02-28/4952 в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о каких-либо гидротехнических сооружениях, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 48:20:0028503:69 (см. л.д. 86 - 90 т. 1).
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на орган, которые совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм права, ТУ Росимуществом в Липецкой области не представлены иные доказательства, свидетельствующие о том, что данный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте, либо его приватизация запрещена федеральным законом.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в приватизации спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что Теруправлением допущено незаконное действие, выразившееся в возврате пакета документов о приватизации испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требование ОАО "Липецкий хладокомбинат" удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области по возврату 17.08.2012 г. ОАО "Липецкий хладокомбинат" пакета документов в связи с невозможностью принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером № 48:20:0028503:69 и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 62 151 кв.м., кадастровый номер 48:20:0028503:69, категория земель: земли населенных пунктов для промышленного использования, местонахождение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Липецкая область, г. Липецк, Лебедянское шоссе, 1 по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Липецкой области. По окончании указанного времени решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья
Н.П.НАЗЕМНИКОВА
------------------------------------------------------------------